Grandfor

скупка • оценка

ул. Сретенка 27/29 с.1

80 м от м. Сухаревская

Grandfor

скупка • оценка

Европейская живопись

европейское искусство

История живописи в целом берет свое начало практически в одновременно с развитием человечества: первые наскальные изображения относятся к периоду более десяти тысяч лет назад. Живопись, как во всем мире, так и в Европе в частности, всегда была способом запечатлеть взгляд на окружающий мир и социальный уклад, на традиции и происходящие события. Именно поэтому коллекционеры так ценят картины — за слоем краски и сюжетом стоит истинная история, неподвластная времени, неподдельный отпечаток эпохи и локации. Познакомимся же чуть ближе с европейской живописью — колыбелью множества стилей, направлений и великих художников.

Для начала разберем основные виды живописи:

Монументальная

Чаще всего выражена в виде изображений внутри или снаружи зданий: на самих стенах или потолке, а не холстах. Потому монументальная живопись неразрывно связана с историей архитектурных шедевров. Сюда входили как религиозные фрески в стенах катакомб и храмов, так и просто сюжетные изображения в общественных зданиях или богатых домах. Одно из главных отличий монументальной живописи — она имеет полное свое значение и смысл именно в связке со зданием, на поверхностях которого располагается.

Станковая

Станком художники называют мольберт, и во многом они правы: написание картин требует времени, а простоять у холста дни напролет — тяжелый труд. С другой стороны, создать такой же шедевр “на столе” просто невозможно — как минимум, творцу требуются разные углы обзора и время от времени отходить на несколько шагов назад, чтобы увидеть картину “издалека” — в общей массе. Именно станковая живопись — подавляющая часть знакомых вам работ — по сути, это практически все картины.

Декоративная

В основе своей под декоративной живописью подразумевается украшение различных декоративных предметов, часто — интерьерных вещей. Второй частый признак — такая живопись вовсе не стремится к реалистичности — это может быть и кубизм, и “поломанные линии” или перспективы. При этом виды живописи не обязательно строго разграничены: к примеру, допускается, что какой-то конкретный объект одновременно относится и к декоративной живописи, и к станковой.

Одним словом, виды живописи — это по большей части условное обозначение, относящееся к основным отличительным признакам предмета искусства.

Стили живописи

Стили, хоть и каждый имеют собственные отличительные черты, во многом родственны между собой, так или иначе происходя в определенный период времени один из другого. При этом некоторые из стиле по прошествию веков отличаются наибольшей “народной любовью” и распространением, а какие-то чаще известны лишь смотрителям музеев и глубоко погруженным ценителям.

Ренессанс

Европейская живопись: Рождение Венеры

Один из наиболее известных и по сей день находящихся “на слуху” стилей — это ренессанс — неудивительно, ведь он главенствовал в Европе почти три века подряд, начиная с XV века. В силу такого длительного периода и некоторых внутренних перерождений принципов стиля, его принято делить на три вехи: ранний (Боттичелли — например, “Рождение Венеры”, “Весной”, Липпи, Мазаччо), высокий (Да Винчи — “Тайная вечеря” и знаменитая “Джоконда”, Рафаэль — “Сикстинская Мадонна”, Тициан как яркий представитель венецианской школы) и поздний, как намечающийся кризис идей (Тинторетто, Бассано, Веронезе). До сих пор первые “приходящие на ум” обывателю художники — Леонардо Да Винчи, Боттичелли, Рафаэль — это все представители ренессанса. Родиной принято считать средневековую Италию. Почитая лучшие эстетические черты человеческого тела и его форм, “дедушкой” ренессанса принято считать помпезный барокко, однако в ренессансе главенствующую роль взяли на себя черты гуманистических идей и реализм.

Барокко

Если и можно себе представить максимальную праздничность, пышность, обилие затейливых деталей, то это будет именно барокко. Наибольшее распространение в Европе барокко приняло на рубеже XVII — XVIII веков. Как ни странно, в XVIII веке современные критики использовали этот термин даже в негативном ключе, имея в виду обилие излишеств и вычурности. Барокко появился если не в протест, то в противовес умиротворенному ренессансу, выражая бурные, порой чересчур, эмоции, активная динамика и пафос. Часто можно встретить в стиле барокко полотна Рембрандта, Карраччи, Гварди, Фетти и т.д.

Романтизм

Иногда его ассоциируют с барокко, но основная суть стиля — не в обилии дорогих атрибутов и показной отрешенности, а в эмоциях сюжета и его персонажей, а также допуске некоторых вольностей, которых не простил бы классицизм или тем более — догматичный академизм. Именно романтизм позволяет вынести за скобки некоторые условности (например, свойственные для тех или иных условий явления природы. К примеру, изображенный на многих картинах Айвазовского волн не может существовать в природе, потому как он свойственен для прибрежных вод, а не открытого моря. Но рамки романтизма эти условности прощают в угоду свободной фантазии и грез о прекрасном). Во многом именно романтизм стал европейским символом вдохновения и одновременных душевных терзаний. Именно в романтизме общепринятая красота уступает место страсти и ярким переживаниям. Одни из признанных художников-романтиков — Уильям Тёрнер, Джон Констебл, Карл Лессинг и др.

Классицизм

Классицизм в европейской живописи

Словно в противовес праздному барокко, является нам натуралистичный и детальный взгляд классицизма — эпоха строгих идеалов, укоренившийся в XVII — XIX веках (как и многие стили — не только в живописи, а в искусстве в целом), но колыбелью классицизма считается Франция XVII столетия. Для него крайне важна естественность и достоверность, реалистичность сюжета, форм и красок. Стиль вобрал в себя многие устои античного искусства — простые и четкие формы, отсутствие вычурности и излишней яркости. Выбор сюжетов в основном касается тоже классических и даже возвышенных моральных тем: мифы, великие исторические события и религиозные темы принято считать особенно высоким жанром классицизма. Проще говоря — это прямое противопоставление барокко с его подчеркнутой пафосностью и фантазийными сюжетами. Многие портреты монархов написаны именно в стиле классицизма. Считается, что фундамент данного стиля в Европе заложил Никола Пуссен с его спокойными, гармоничными полотнами на тему мифологических историй. Из наиболее известных имен европейских классиков можно назвать Жака-Луи Давида, Шарля Лебрёна.

Экспрессионизм

Один из наиболее вольных стилей, допускающих для художника почти любые вольные трактования образов. Характеризуется динамикой и словно резкими движениями кисти, допускающими даже некоторую угловатость форм, контрастные сочетания и кричащие оттенки. Экспрессионизм быстро и порой грубо передает нам взгляд художника на какое-либо явление, предмет или персонажа — образ может быть совершенно пересмотрен и перевернут “с ног на голову”, а устойчивые догмы по соблюдению реалистичности объектов — отсутствуют. Вполне характерны в трактовках художника преувеличения или упрощения, деформация линий и форм. Принято считать, что свое начало экспрессионизм берет в самом начале XX века в Германии, как эмоциональное выражение начинающихся революционных настроений перед первой мировой войной. Поэтому для экспрессионизма свойственна напряженность, шок и словно ожидание катастрофы. Ван Гог, Гоген, Матисс и множество других великих художников писали свои полотна именно в этом стиле.

Авангардизм

В каждую эпоху он свой, так как ключевая цель — своеобразный протест устоям и принятым правилам, стереотипам и сложившимся практикам. Это словно непослушный подросток, чье максималистичное “нет” смотрит на нас с холста. Это целиком и полностью пересмотр концепций нашей реальности и фантазии на тему, какой она могла бы быть. Никаких законов и правил, только свежие идеи, техники и сюжеты. Это скорее не самостоятельный стиль, а совокупность различных веяний, которые объединяет некоторая сюрреалистичность и новизна, отрицание классики. Яркие примеры — кубизм, ар-нуво, символизм, суперматизм и т.д. Часть искусствоведов относит модернизм к синонимам авангарда, при этом некоторые эти стили разделяют. Один из ярких представителей авангардизма — Пикассо, Мунк, Дали.

Маньеризм

Маньеризм в Европейской живописи

Очень свойственный Европе XVI — XVII века стиль, главная черта которого довольно буквально следует из названия — манерность персонажей, неестественно изящные позы и общая возвышенность сюжета. Вычурно-одухотворенные эмоции ставятся во главу угла, при этом — некоторая напряженность или разворот тел персонажей в сторону смотрящего под неестественными углами, вплоть до деформации фигур (сюжет зачастую считывается как “напряженность”, так как персонажи изображаются застывшими словно посреди позы или движения, которые человек в реальной жизни не мог бы удерживать долго). Именно маньеризм отражает некоторую драму, сложную мысль и эмоцию художника (мгогие библейские сюжеты отражены именно в этом стиле). К известным маньеристам относят Микеланджело, Рафаэля, Джулио Романо и т.д.

Техники живописи по видам красок

Масляная

Нельзя не отметить одну из основ, наиболее распространенную среди крупных художников, в первую очередь за способность масляных красок не застывать неделями и в определенных условиях даже месяцами, позволяя дорабатывать и совершенствовать полотно. Именно с использованием масляных красок связан ряд техник: к примеру, некоторые художники предпочитают дожидаться высыхания одного слоя прежде чем наносить следующий, а некоторые работают в стиле алла прима, нанося краски на всю поверхность холста за один “заход”. Делятся техники и в зависимости от слоя краски — от полупрозрачных мазков кистью до массивных слоев, нанесенных мастихином (небольшим художественным шпателем).

Акриловая

Будучи схожими по густоте и насыщенности, акриловые краски имеют в основе воду, а не масло, соответственно и сохнут они полностью значительно быстрее. Однако же благодаря своим свойствам он менее требователен к технике нанесения и условиям содержания, не образовывая на поверхности трещины в случае их нарушения.

Акварель

Наиболее свойственна романтизму благодаря ее способности отражать легкие, полупрозрачные фактуры и переливы. Очень хороша для создания градиентов, а также очень по-разному себя ведет в зависимости от техники использования — например, на сухом или влажном холсте.

Гуашь

Несмотря на быстрое высыхание, имеет много общего с масляными красками, при этом после высыхания дает всегда матовый финиш, а также обычно не наносится мастихином (в то время как масло это позволяет). Сохнет дольше акрила, но меньше масла, что позволяет выбирать материал в зависимости от сложности сюжета, его детальности и планируемого объема правок по ходу написания.

Энкаустика

Наиболее свойственный для иконописи материал, так как содержит в своей основе воск, который наносят в разогретом виде.

В Европе вплоть до прихода Ренессанса в живописи практически полностью главенствовала религиозная тематика. Примечательно, что лишь в XV веке портрет и пейзаж стали использоваться как отдельные полотна и самостоятельные типы живописи. Преобладание некой возвышенности сюжетов до XVIII века объясняется не только личными пристрастиями творцов или модой, а работой инквизиции, всегда готовой трактовать иносказания как ересь. И лишь с отступлением влияния церкви для художников стал допустим реализм, а позже — романтизм и даже абстракция, появившаяся “во весь рост” с приходом XX века. При всем прочем, даже при отсутствии строгих догм, канонов и запретов в XXI веке, классицизму все так же отдают предпочтение очень многие, хотя мировые шедевры гениев актуальны и чтимы вне зависимости от стиля и времени.

Для коллекционеров антикварные картины или выдающиеся полотна современных художников — это гораздо большее, чем изображение, радующее глаз. Это капсула времени, отражающая неподдельную и ничем незаменимую истинность и страсть творца, настроение народа и эпохи. Это индивидуальные глубокие ассоциации. И, безусловно, удачная картина — это хорошая инвестиция, так как уникальное и признанное творение — это невосполнимый ресурс, лишь дорожающий со временем. Салон GRANDFOR на протяжении многих лет помогает ценителям со всего мира обретать ценные картины, а также дорого выкупает картины у владельцев различной живописи. Если вы рассматриваете возможность продать имеющуюся картину, смело обращайтесь за оценкой — она бесплатна и часто не требует даже визита — достаточно просто написать нам в мессенджер и прислать несколько фото в хорошем качестве. GRANDFOR помогает коллекционерам и хорошим полотнам найти друг друга, а тем, кто желает на картинах заработать — получить свое достойное вознаграждение.

Оставьте заявку

и получите бесплатную консультацию прямо сейчас!

Наш менеджер свяжется с Вами в течение 15 минут.

iphone-min

Оставьте заявку

И наш специалист свяжется с Вами в течение 15 минут

Grandfor

скупка и оценка

График работы

Пн-Пт: 11:00 - 20:00
Сб: 11:00 - 18:00

ул. Сретенка 27/29 с.1

80 м от м. Сухаревская

Онлайн-оценка

Заполните все поля формы и прикрепите несколько фотографий предмета, который вы хотите оценить.

Вы также можете выполнить онлайн оценку прямо в Whatsapp. Для этого напишите нам.

Онлайн-запись

Укажите удобную дату и время для записи.

Нажимая кнопку «Отправить заявку», Вы подтверждаете, что ознакомлены и согласны с Политикой Конфиденциальности