Grandfor

скупка • оценка

ул. Сретенка 27/29 с.1

80 м от м. Сухаревская

Grandfor

скупка • оценка

Иконы XIX века

XIX век отмечен наибольшим расцветом мастерства русских ремесленников и иконописцев. Особенно ярко проявлялось ювелирное мастерство в изготовлении разнообразных окладов в Святым иконам, ставших не только защитной неотъемлемой их частью, но и самостоятельным произведением искусства, неподвластным времени.

Появление и расцвет ампира в оформлении икон XIX века

Если XVIII веком полноправно правил барокко и рококо, завершившись явными нотками классицизма, то к началу первой трети XIX уже явно был заметен намечающийся ампир. Этот переход подмечают и подчеркивают любители антикварного искусства и ценители русской иконописи. Больше прямых линий и острых углов, почти исключены украшательства природными мотивами:

  • Икона “Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому” от 1827 г. Долгое время принадлежавшая церкви Казанской иконы Богоматери в селе Ярополец.
    Уже никакой витиеватой виноградной лозы или щедро украшенных вазонов, отделяющих толстую раму — видна явная и яркая перемена стилистической составляющей. Рама совсем тонкая, и основную часть оклада (помимо, разумеется, обликов Святых) занимает гладкий чеканный фон. Свои особенности отображения нимбов тоже имеются у тех или иных стилей: при ампире это большее подобие прямым лучам. расходящимся во все стороны, подобно естественному яркому свету звезд (а не гладкий нимб с “оборкой”, как это было принято для первых икон и окладов). Очень изящно здесь проявлено мастерство ювелиров: умело применен контраст гладкого, матированного и золоченого серебра.
  • Очень ярким образчиком геометричности ампира выступает икона и окладом “Несение Креста” от 1833 г. Обратную сторону произведения венчает надпись «Благословение Варвары Петровны Лопухиной монаху Леонтию при отъезде его на святую Афонскую гору. 1869 года марта 20-го дня». Именно от монаха Леонтия она и поступила в Троице-Сергиеву лавру по завещанию после завершения его жизни.
  • Помимо реалистичного изображения сияния нимба в виде острых расходящихся прямых лучей, вместо традиционного фона или окружения изображены очень геометричные кресты, которые буквально заваливают Господа со всех сторон. Довольно свежо и необычно для того времени выглядит заключение части фонового изображения в круг, оставляя углы совершенно гладкими.
    Интересно и применение новых технологий того времени в иконописи и изготовлении окладов: в отделке серебра стали применять канфарение (нанесение мелких точек специальным инструментом), новые виды чеканки и полировки. Все это давало особые переливы оттенков металла. Как один из примеров — оклад иконы “Святитель Димитрий Ростовский” от 1831 г. с обильным золочением — у обширного гладкого фона оклада создается эффект особенного цвета.

Середина XIX века

Барокко и рококо не ушли насовсем, и под эгидой эклектики еще проявлялись в середине XIX века в виде отдельных элементов и смешанных приемов в оформлении окладов икон:

Икона Богоматери 1867 года

  • Хорошим примером “яркого пятна рококо” выступает оклад “Воскресение Христово” как раз от середины века — 1847 года. Здесь мы видим знакомые утолщенные рамы с тяжеловесными витиеватыми, но симметричными растительными узорами. Причем узор рамы, как и сама рама — здесь двойной: имеется еще и внутренний контур, отделяющий основной сюжет иконы от клейм с Праздниками. Интересной приметой конкретного изделия является изображение на полях Святых: архангела Михаила, ангела-хранителя, святого Георгия Победоносца, святых Ксении, Симеона, Елисаветы. Так как икона поступила в церковь от частного лица, изображенные на полях оклада Святые считались покровителями конкретного человека.
  • Приближаясь от середины к концу XIX века, на некоторых окладах мы замечаем тенденцию к возвращению к традициям ренессанса: узор менее объемный, более мелкий и в виде более часто повторяющихся паттернов. К примеру, “Богоматерь Днепрская” 1867 года. Ювелир смешал целый ряд техник обработки серебра: здесь представлены и чеканка, и штамповка, и тонкая гравировка. Инкрустация камнями произведена очень умеренно. Гравировки в разных частях оклада выполнены в виде надписей, складывающихся в послание: «От московских единоверцев 1867 года Высокопреосвященнейшему Филарету Митрополиту Московскому и Коломенскому в пятидесятилетний юбилей 5 августа».
  • Гравировочные надписи в целом стали некоторой визитной карточки последней трети XIX века. Подобные послания имеются и на окладе иконы “Троица Ветхозаветная” от 1867 года: на довольно толстой мелкоузорчатой раме хорошо читается: Его Высокопреосвященству Филарету Митрополиту Московскому в день пятидесятилетнего юбилея от старосты Троицкой церкви, что в Троицкой, московского купца Николая Михайлова Постникова”.

Русский стиль икон в годы правления Александра III

70-90 годы XIX века ознаменованы популярностью и расцветом “русского стиля”. Часто это проявлялось применением цветных ювелирных эмалей ярких цветов в отделке окладов из драгоценных металлов.

  • Пожалуй, хрестоматийный пример русского стиля — оклад иконы “Святые мученики Адриан и Наталия” 1880-х. Помимо перелива нескольких ярких эмалей (преимущественно синяя, зеленая и белая, немного красных вкраплений) применена обильная отделка жемчугом (одеяния Святых практически целиком состоят из жемчугов), стеклом, и конечно, свойственная со второй половины века — гравировка с надписями.
  • Антикварная икона Богоматерь Казанская 1865

  • Также Александр III задал культурный курс по обращению к истокам и подчеркиванию связи с Византией, что отразилось в “византийском” узоре окладов — повторение такта симметричных паттернов спиралевидных узоров из тонких листьев и стеблей. При этом узор не S-образный, а повторяет круговые контуры. Все это ярко сочетается в окладе иконы “Святитель Николай Чудотворец” конца века — созданный в 1895 году. Помимо перечисленных стилистических маркеров, применены характерные времени сине-белые яркие эмали по углам рамы. Без гравировки и надписей в это время обходились мало какие оклады, и этот не стал исключением. А вот применение техники гильошировки (нанесение повторяющегося орнамента с помощью специального станка или инструмента) стало некоторой изюминкой конкретного изделия.

Вторым ярким признаком русского стиля окладов того времени стала взаимосвязь и созависимость узоров на разных элементах оклада. Если какой-то декор отражен на раме, его же элементы будут отражаться и внутри: на фоне или в убранствах Святого образа:

  • В окладе иконы “Богоматерь Казанская” 1865 года отлично сочетаются основные характерные признаки: яркие ювелирные эмали, чеканка с гравировкой, смешение стилей в виде сочетания как мелкой “фоновой” узорчатости толстой рамы, так и наличие на ней крупных самостоятельных акцентных элементов, аналогичные которым отображены и в узоре нимба Богоматери. Сама по себе икона с окладом выполнены в более дорогом убранстве: помимо серебра используется и золото, помимо жемчуга и эмали — бриллианты.

Модерн и неорусский стиль конца XIX века

Многие связывают изменение направления стилистики с деятельностью так называемого “мамонтовского” кружка (или еще “Абрамцевского”) — неофициального объединения художников в Абрамцево (близ Сергиевого Посада), усадьбе состоятельного мецената Мамонтова. Среди рассматриваемых на продажу икон довольно часто попадаются именно образцы конца XIX века с характерными периоду чертами. В орнаменты это вернуло природные образы, но в новом прочтении, с некоторой строгостью форм.

  • Оклад иконы “Богоматерь Иверская” от 1899 года разительно отличается, формы и узоры рамы в разы строже даже возвышенного ампира. Сюжет узоров рамы хоть и имеет природные мотивы, но при этом обладает мелкой ритмичностью, а паттерн почти вплотную подходит к геометричности. Рама в целом очень ровно охватываем икону, не переходя на фоновую часть изображения. Отдельно стоит отметить и изготовителя оклада: фабрика К.Фаберже, о чем свидетельствует клеймо.
  • “Богоматерь Казанская” 1899 года вторит скромностью и строгостью форм с еще большей силой: узор по тонкой раме почти не читается, делая оклад почти целиком гладким.

В целом XIX век можно окрестить веком перехода стилей, причем довольно яркого: от остатков рококо и барокко к ампиру с его геометричными формами и завершением строгих линий в лаконичном неорусском стиле модерна. Каждая из окладов и икон несет в себе намного больше деталей и предпосылок, чем кажется на первый взгляд. В каждой заключена живая история — не только своя, но и своих владельцев и своей страны. Это — незаменимый отпечаток своего времени, бережно хранимый поколениями и ценимый коллекционерами — и, надо сказать, ценимый с каждым днем все больше, так как у антикварных икон стоимость растет вместе с возрастом. Поэтому обладая подобной иконой 19 века, вы всегда можете ее продать, получив очень солидное вознаграждение (по крайней мере, порядочные скупки в Москве всегда предложат хорошую цену). Однако скупку необходимо выбирать очень внимательно: к примеру, салон GRANDFOR, сотрудничая с серьезными коллекционерами, дорожит своей многолетней репутацией и всегда открыто сообщает обо всех тонкостях происхождения икон и окладов, и при этом — тонкостях, которые можно учесть в общий объем вознаграждения.

Оставьте заявку

и получите бесплатную консультацию прямо сейчас!

Наш менеджер свяжется с Вами в течение 15 минут.

iphone-min

Оставьте заявку

И наш специалист свяжется с Вами в течение 15 минут

Grandfor

скупка и оценка

График работы

Пн-Пт: 11:00 - 20:00
Сб: 11:00 - 18:00

ул. Сретенка 27/29 с.1

80 м от м. Сухаревская

Онлайн-оценка

Заполните все поля формы и прикрепите несколько фотографий предмета, который вы хотите оценить.

Вы также можете выполнить онлайн оценку прямо в Whatsapp. Для этого напишите нам.

Онлайн-запись

Укажите удобную дату и время для записи.

Нажимая кнопку «Отправить заявку», Вы подтверждаете, что ознакомлены и согласны с Политикой Конфиденциальности