Иконопись, без сомнения, занимает одно из важнейших мест в русском культурном наследии: множество школ иконописи и стилей, широкая вариативность материалов исполнения – как самих икон, так и окладов, и, конечно же, дань уважения множеству Святых. Отдельного упоминания стоит высокий уровень художественных навыков иконописцев, которые смогли так живо, так искренне создать множество икон по сути одного и того же сюжета (типы сюжетов и допустимые каноны для изображения одного и того же Святого всегда очень ограничены). Многие из экземпляров являются, без преувеличения, памятниками искусства своего времени. Наиболее широкую известность приобрели иконы, написанные Андреем Рублевым и Симоном Ушаковым – например, “Богоматерь Перивлепта” (2-я половина XIV в.), “Святая Анна с Младенцем Марией” (XIV в) или “Святитель Николай” (XIV в).
Иконы XIV века как отражение истории Московского княжества
Если заглянуть в историю Московского княжества XIV века, то можно заметить, что иконы уже тогда писались на разном, если так можно выразиться, уровне – вернее, для людей разного происхождения и уровня жизни. Среди антикварных икон встречаются как просто написанные красками, так и созданные с применением золота и драгоценных камней. От этого зависело мастерство и опыт иконописца, размер икон и само собой – материалы.
“Святая Анна с Младенцем Марией”
Иконе приписывают сербские корни согласно типичному для происходящих из этих земель икон подбору цветов и общему стилю. Хотя в качестве основы использована традиционная деревянная табличка, в отделке щедро применено серебро и позолота, а также басма. Анна держит Марию, подобно позе, свойственной и узнаваемой на иконах Богоматери с младенцем – до начала XX века в монастырских записях она значилась под названием “Умиление” (настолько для богослужителей было необычно наличие на подобной иконе кого-то еще, кроме Святой Марии и Иисуса).
“Богоматерь Перивлепта”
Помимо своей художественной и духовной ценности, несет в себе символизм глубокой связи Руси и Византии. Считается, что икона выполнена специально по заказу сына князя Дмитрия Донского. Икона размером 59,5 х 45,5 см обильно украшена позолотой, а голову Богоматери венчает россыпь жемчужин. Нимбы Святых украшают крупные драгоценные камни.
“Богоматерь Донская”
Среднего размера икона (28,5 х 21 см), написанная ориентировочно в конце XIV – начале XV века, особенно ценится за ее неразрывную связь с важным для Руси и Москвы как таковой периодом. Именно за это иконы подобного типа весьма популярны среди коллекционеров. В это время Москва подступала к возглавлению русских земель. Икона имеет довольно богатую отделку: серебро, золочение и непосредственно золото, и довольно серьезных размеров драгоценные камни.
Рублев как символ иконописи XV века
Троице-Сергиев монастырь славен великим иконописцем Андреем Рублевым. Во славу основателя этого монастыря, преподобного и почитаемого среди ликов Святых, Рублев написал икону “Троица” и создан иконостас. Его стиль отличает от прочих некоторая сосредоточенность в лицах, формах и позах – вездесущая умиротворенность и благородная отрешенность от дел мирских. Еще многие года и даже века новые поколения художников и иконописцев будут оглядываться и вторить наследию великого иконописца.
Очевидно особенный отклик в душе Рублева имела Богородица – именно ей посвящено наибольшее число икон: Богоматерь Петровская (XV век), Богоматерь Умиление (Ярославская), XV век, Богоматерь Умиление (Толгская Подкубенская), XV век и т.д. Часто среди материалов, почти как визитная карточка, появляются крупные драгоценные камни и жемчуг.
Так как иконописец выполнял работы в основном для знати, несколько из его знаменитых икон принадлежали княгине Неониле Ростовской. Художнику в целом удавались женские образы (не случайно его пристрастие именно к восславлению образов Девы Марии). К нестандартному и довольно яркому образу можно отнести икону “Софья, Вера, Надежда, Любовь” от XV века.
Особенной выразительностью отличаются иконы XV – начала XVI века: ярко прослеживается преобладание вытянутых форм и образов, приглушенные оттенки красок. К примеру, Великомученица Варвара конца XV века уже повсеместно отражает веяния и присущие стилистические обороты своего времени: более скромное исполнение, вытянутые пропорции.
Царствие Ивана грозного и строгие стандарты
Царствие Ивана Грозного (XVI век) – пора больших изменений во всех сферах жизни, как для государства в целом, так и для народа. Более серьезный подход и соответствующие изменения вносятся во все сферы жизни, в том числе и иконопись. Более строго теперь требуется максимально неукоснительное следование не только канонам, но и подлинникам икон. Особенно выделяется в это время икона “Спас Вседержитель” – она получила широкое распространение и великое множество копий, написанных с оригинала. На ней Христос изображен под редко применяемым ранее углом: он смотрит влево, взгляд его направлен чуть вниз. Нос изображен с легкой горбинкой и немного загнутым, а брови – выше обычного.
Многофигурные сюжеты
К концу века достигнет определенного пика распространение икон, на которых изображается сразу несколько Святых или сюжеты, с ними связанные и включающие сразу много образов. Яркий пример – “Воздвижение креста” – в целом довольно крупная икона (99 х 78 см) с большим количеством фигур. Примечателен XVI век и именем Евстафия Головкина, написавшего много икон для Троицкого монастыря. Например, “Явление Богоматери Сергию”, написанное в присущем эпохе стиле многофигурности.
XVI – начало XVII века выделяет разделение на два основных направления в иконописи – “Годуновские” и “Строгановские” (в честь ключевых заказчиков – князей Годуновых или Строгановых). “Годуновскому” стилю более присуще выполнение в виде складня-иконостаса. Изображался там не просто один Святой, а, например, целое библейское предание, выполненное в двадцати составляющих-иконах, размещенных на четырех вертикальных и узких досках.
Ушаков: принципы иконописи на века вперед
Царский изограф Симон Ушаков становится широко известен со второй половины XVII века – его стилистика предопределит развитие иконописи и художественного ремесла на много десятилетий вперед. Будучи невероятно продуктивным, он соберет вокруг себя множество учеников, перенявших его мастерство и принципы. Примечательная деталь: именно на иконах Ушакова имеется подпись художника. Его иконы представлены во множестве храмов – Троицком монастыре, Успенском соборе, и многих других.
Иконы – бесценное наследие
Недаром считается, что антикварное искусство – это предметы вне времени, способные многое поведать об истории нашей страны. В иконах XIV-XVII вв. по-своему отражается столь многое, что пережито страной и народом в эти столетия: многие реформы и изменения, крестьянские волнения и влияние больших княжеских домов, отражение стиля правления царя. Помимо художественной ценности, антикварные иконы как предмет искусства всегда растут в цене – в том числе за это к ним так тяготеют коллекционеры: возможность продать иконы 17 века всегда гарантирует существенное денежное вознаграждение, особенно если ответственно подойти к выбору скупки в Москве. GRANDFOR, сотрудничая с серьезными коллекционерами, дорожит своей репутацией и всегда открыто сообщает о происхождении и реальной ценности ваших икон.