На побережьях самой северо-восточной части Азии – Чукотке – берет свое начало одно из красивейших и старейших искусств: резьба по кости. Конечно же, основным материалом выступали бивни моржей, так как в морском краю вполне предсказуемо обилие именно морских животных. Более того, если в более населенных регионах в обилии произрастает лес и потому распространена резьба по дереву, то на Чукотке деревья практически не растут. И говоря об антикварных изделиях, невозможно не затронуть тему косторезного искусства, так как первые изделия из бивня моржа создавались еще при палеолите.
В этой статье мы погрузимся в историю возникновения косторезного искусства, познакомимся с наиболее популярными и востребованными изделиями (например, фигурками из моржового клыка), и кроме того – рассмотрим, где выгоднее всего можно продать такие изделия (при учете, что это товар довольно редкий и в Москве не каждый антикварный салон берется за его оценку).
Откуда пришла традиция резьбы по кости?
Расцвет косторезного искусства примерно в одно и то же время пришелся как на Берингов пролив (Чукотку), так и на расположенную неподалеку Аляску. В некотором виде резьба по кости, безусловно, присутствовала и в других регионах, однако такой уровень мастерства, разнообразие изделий и течений реализовалась именно там. Не обошлось и без капельки везения и сложившихся обстоятельств: на востоке относительно рано приобрело массовое распространение железо, и именно из него создавались вспомогательные инструменты, с помощью которого выполнялись наиболее тонкие элементы костяных изделий. Безусловно, это стало важным толчком к развитию искусства.
Само собой, в древности жителей Чукотки искусство интересовало несколько меньше, чем насущный вопрос пропитания, а соответственно – орудий охоты. Однако, именно благодаря совершенствованию охотничьего инструментария развилось мастерство работы с костью: вырезание острых копий, ножей, гарпунов и прочих бытовых приспособлений. А вместе с мастерством приходит и искусство: постепенно стали появляться различного рода фигурки, украшения и амулеты. С самых древних времен чукотскими охотниками и мастерами изготавливались ножи из бивня моржа – они могут похвастаться не только высокой прочностью, но и, безусловно, очень эстетичным видом. Более того, если мы говорим об антикварном ноже – то есть возрастом 100 лет и более – это уникальный образчик, хранящий собственную историю, впитавший в себя истинные коренные традиции и совершенно особенный смысл.
О ножах из моржового бивня стоит поговорить отдельно, ибо это истинно сакральные предметы для жителей Чукотки, и были ими во все времена. Среди подобных изделий на сегодня сохранилось довольно много антикварных изделий в неплохом состоянии благодаря прочностным свойствам материала. В плане популярности предметов безоговорочное лидерство берут на себя гарпуны (все-таки морская охота в этих местах преобладает в силу географического расположения). Даже более того – это был целый комплекс: сам поражающий наконечник, “древко” гарпуна и их соединительный элемент – специальная втулка, которая тоже изготавливалась из кости. Пожалуй, обильнее всего украшался еще один дополняющий компонент – это стабилизатор, то есть специальные “крылышки”, которые обеспечивали ровный полет гарпуна по заданной траектории при броске.
Где можно продать изделия из бивня моржа?
Как и со многими антикварными предметами искусства, лучший друг как инвестора, желающего продать хороший экземпляр, так и коллекционера, желающего его приобрести – это антикварный салон с хорошей репутацией. GRANDFOR известен своим трепетным отношением к своим клиентам и подходу к оценке. Мы уверены, что залог успеха – это возможность предлагать инвесторам максимально достойные предложения, что дает салону ресурсы для быстрого поиска желаемых коллекционерами предметов искусства.
Именно поэтому мы охотно учитываем не только состояние изделия, но и принимаем во внимание его возраст, конкретный регион изготовления и мастера, общую художественную ценность и сложность конкретного предмета. Проверить это легко: достаточно лишь отправить в мессенджер GRANDFOR несколько фото в хорошем качестве ваших изделий, и оценщик в течение пары часов как минимум примерно сможет сориентировать вас по стоимости выкупа, а также рассказать о происхождении вашей фигурки или ножа.
Уникальные стили резьбы
Без преувеличения легендарные “чукотские бивни” могут похвастаться аутентичным стилем полиэйконии – то есть многообразности, изящно сочетающейся в одном изделии. Когда наблюдатель видит фигурку с одной стороны – видит один образ или узор, а если же повернуть другой стороной или под другим углом – то благодаря игре светотени и ракурсов открывается совершенно другой сюжет. Первые изделия, созданные местными мастерами в этой технике, причисляются буквально к первому веку.
Однозначно, в большинство узоров на антикварных костяных изделиях закладывался особый, магический смысл, выполняющий роль оберега или сулящий удачную охоту. В вырезанных рисунках часто прослеживается явная ритмичность, симметрия, такт всех выступов и зазубрин. Со временем появлялись первые (а затем и более сложные) растительные узоры и сюжеты с участием людей и животных, сцены охоты или катаний на санях.
Довольно интересен тот факт, что начиная с I по примерно VII – VIII век сложность узоров шла по нарастающей – порой даже трудно разглядеть невооруженным взглядом все крошечные и скрупулезно вырезанные тонкие детали, которые даже в современных условиях непросто воспроизвести. В то же время начиная с VIII до XIX века тенденция приобретала течение в сторону упрощения и укрупнения деталей.
Величайшие мастера резьбы по моржовому бивню
Говоря о стилях резьбы, нельзя не упомянуть заслуженных мастеров, оставивших за собой бесценное наследие и совершенно уникальные работы.
Один из старейших известных нам мастеров, широко известных поистине шедевральными работами – Ичель. Большинство его работ – это гравировка на плоском клыке, однако мастер реализовал и развил различные гравировочные техники, что дало толчок искусству в целом. В более поздний период – 1930е, дело плоской гравировки продолжил молодой и талантливый мастер Онно, прославившийся на весь СССР сложными сюжетами охоты и быта народов Чукотки. Ему удалось гармонично сочетать традиционные мотивы и новые техники. Отличительной чертой Онно стали работы не столько на цельном клыке, сколько изделия из его частей – например, стаканы с его знаменитыми гравировками.
Одно из первых имен, непременно упоминаемых в списках талантливейших резчиков – заслуженный художник РСФСР, эскимосский косторез и гравер Хухутан. Родившись еще при царской России, с раннего детства он постигал как искусство охоты на моржа, так и навыки резьбы по кости. Его работы отличаются очень тонким чувством объема и композиции, “живыми” сюжетами и эмоциональностью. В основном он работал в традиционной для народов Чукотки сюжетной манере анимализма: сцены охоты на различных зверей (среди наиболее популярных работ – “Охота на медведя” и “Охота на моржей”, где очень точно передается вся мощь животных в сравнении с человеком, вооруженным лишь копьем). Многие из оригинальных фигурок мастера как по образцу тиражировались в советских мастерских для различных выставок, музеев и коллекций. Можно уверенно сказать, что работы Хухутана – это не просто фигурки или ножи, это – сосредоточенный в конкретном предмете образ и символ всего Северо-Востока, это воплощение героического противостояния, силы и смелости. Это запечатленная истинная история целого народа, верного своим традициям. Для ценителей каждое из таких изделий несет в себе нечто особенное.
Первой известной женщиной-мастером по резьбе стала Вера Эмкуль (и именно она в дальнейшем станет поддерживать своих учениц-гравировщиков, проведя им тропу в ранее традиционно мужское ремесло). Примечательным моментом стали новшества, привнесенные Эмкуль и прослеживающиеся во многих ее работах: более тонкая линия гравировки и большее разнообразие цветов (на смену принятой исторически саже, втираемой в прорезанные бороздки, постепенно пришла красящая часть карандашей – цветной графит). Среди сюжетов преобладали не столько принятые в искусстве сцены охоты, сколько народные предания и сказки (наиболее известная работа – “Муж-Солнце”).
Во второй половине XX века (1950-1970) в косторезном искусстве появляются новые звезды – мастера Ако и Туккай. Судьба Туккая довольно примечательна и многогранна: хотя он родился, можно сказать, в династии резчиков, до того, как “с головой” погрузиться в дело резьбы, занимался политической и общественной деятельностью и был председателем Чукотского исполнительного комитета. Скульптуры Туккая из моржового бивня участвовали не только в советских выставках, но и широко котировались за рубежом, а впоследствии мастер получил звание заслуженного художника РСФСР. Сюжетная составляющая в основном представлена традиционными мотивами работ: “Охота на нерпу”, “Пастух, олень и волк”, “Борьба оленей” (где можно отметить невероятное мастерство в резке тонких и мелких деталей), при этом склонен был к однофигурным композициям. Одна из “звездных” работ мастера – “Пеликен”, подаренный им Ростроповичу (со слов музыканта, фигурка объездила с ним весь Мир как талисман).
Подводя итоги
Изделия из моржового клыка (или бивня) – это совершенно уникальное проявление самобытной культуры, образовавшейся на пересечении путей разных континентов, народов и традиций. Это древнейшее искусство, которое высоко ценится коллекционерами по всему миру, а антикварные или древние экземпляры – это еще и хорошая инвестиция, которую всегда можно выгодно продать.
GRANDFOR – антикварный салон с многолетней безупречной репутацией. Мы дорого выкупаем антикварные изделия, в том числе и резьбу по кости. Мы уверены в своих ценах, и поэтому чтобы получить примерную оценку – вам достаточно лишь прислать нам сообщение в мессенджер. Мы отвечаем в любое время суток, оцениваем быстро и назначаем очень достойные вознаграждения, учитывая все факторы, складывающиеся в стоимость изделия.