Вилка — столовый предмет, без которого сегодня практически невозможно представить ни одну трапезу, вошла в массовое применение совсем недавно относительно общей истории человечества. К тому же, долгое время считалась дьявольским предметом и всячески порицалась церковью, но все же в первую очередь “осваивалась” именно королями и знатью (откуда и появилось направление ювелирных столовых приборов — золотых и серебряных вилок с самыми разнообразными вариантами отделки).
Таким образом, история вилки имеет множество довольно интересных и ярких поворотов, что создает для коллекционеров особенную ценность. Поэтому имея в распоряжении серебряные вилки (как современные, так и особенно антикварные экземпляры), вы всегда можете их продать за весьма достойную сумму — главное обращаться в проверенный салон, такой как GRANDFOR (мы располагаемся в Москве практически в самом центре, при этом оценку можем провести и удаленно — достаточно написать нам в мессенджер).
А пока вернемся к удивительной истории вилок и их уверенном внедрении в наш современный обиход.
Первые столовые приборы
В то время, когда начали появляться и распространяться первые столовые приборы, о вилке и речи не шло. Переход от еды непосредственно руками к приборам относят даже эру неолита, но это были простые прародители ножа и ложки, имевшие лишь небольшие различия в разных странах и незначительно преображаясь. В основном эти изменения касались применяемого материала: изначально это были в основном каменные и деревянные приборы, а с появлением и распространением первых металлов (начиная с бронзового века) — их стали делать из бронзы, затем латуни и стали. Для представителей элит не были исключением приборы из драгоценных металлов, чаще всего серебра.
Появление вилок в мировой культуре
- В Китае, несмотря на прочную современную ассоциацию их столовых традиций с палочками для еды, 3-5 веке до нашей эры основное распространение имели именно вилки (правда, несколько отличающиеся по виду от сегодняшних: основную их часть составляла широкая плоская часть). Однако появление палочек быстро и прочно вытеснило своего “конкурента”: палочки были в первую очередь доступны для каждого и просты в изготовлении, а также позволяли более размеренно принимать пищу
- Несмотря на культурные традиции Ближнего Востока есть многие блюда руками, сохранившиеся экземпляры вилок свидетельствуют об их относительном распространении и там
- Раскопки Древнего Египта показали, что вилки там применялись, но не для самой трапезы, а скорее во время готовки: вилки с длинными одним-двумя зубцами применялись для проверки готовности мяса и его перемещения на тарелку
- Безусловно, безоговорочная “колыбель” вилок в их сегодняшнем виде и применении — это средневековая Европа. Именно оттуда началось массовое применение вилок за обеденным столом (в том числе и мода на серебряные вилки), и именно там разгорались наиболее яркие баталии между удобством применения и мнением церкви (в силу того, что первые вилки имели не четыре-пять, а два зубца, священнослужители видели в них отражение дьявольских рогов).
- Византия “распробовала” вилки раньше Европы — уже в VII веке, и именно серебряные вилки имела дома почти каждая состоятельная семья. Однако даже с учетом этого, прибор использовался во время застолий при подаче блюд (перекладывании отрезанной порции из общей тарелки в индивидуальную). Одним из вариантов пресечь обвинения церкви было изготовление вилок с тремя зубцами вместо двух.
- Считается, что Россию вилки, как и многие европейские традиции, пришли с Петром Первым, однако современные раскопки в окрестностях центральных регионов показывают, что уже в XIV — XV веке в домах некоторых богатых купцов вилки уже были. Но все же стоит отметить, что единичные находки не могут означать массовое применение даже среди аристократической прослойки — большинство данных свидетельствует об относительном распространении вилок в состоятельных домах России к XVII веку, а среди рядового населения лишь к XIX — XX веку.
Разнообразие декора антикварных вилок
Учитывая, что вплоть до XIX века вилками пользовалась в основном только знать, а изготовлением дорогих серебряных изделий занимались ювелиры, вилка была обречена стать произведением искусства, в основном это отражалось на разнообразных видах ручек:
- Резная костяная ручка воплощала в себе либо абстрактные растительные мотивы, либо самостоятельную фигурку (чаще всего какого-либо животного, но встречались и фигурки людей — героев мифов и сказок, либо общий собирательный образ какого-либо персонажа)
- Позолоченные ручки со вставками: редкий тогда для Европы перламутр и жемчуг, или же драгоценные камни
- Само собой, применялись различные виды гравировок и лепнины. Для вилок, задуманных без излишеств, но все же из серебра, довольно распространенным был фигурный узор по периметру плоской ручки (наподобие современных вилок)
- Эмали позволяли сделать очень яркие и разнообразные декоры на ручке (к слову, именно эмалями славились русские мастера-ювелиры)
- Чернение было довольно распространено, но уже для серебряных вилок раннего Советского Союза
Производители вилок в Российской Империи
Серебряные вилки производились исключительно мастерами-ювелирами, во всем многообразии применяемых и для ювелирных изделий техник и украшений. Из наиболее известных можно назвать питерскую фабрику Грачевых, Кольчугинский посудный завод, торговый дом Болин и, конечно же, всемирно известную звезду российского ювелирного дела — Карла Фаберже.
Фаберже и Болин производили изделия в основном для императорского двора и наиболее состоятельных дворян. Выпускались чаще не столько единичные вилки или даже комплекты, а полноценный набор посуды (как правило, включавшие ряд тарелок разного предназначения, чайника и чайных пар, и ряда столовых приборов)
Серебряные вилки остались привилегией состоятельных людей и по сей день, и кроме того, любимы многими коллекционерами, особенно антикварные экземпляры с собственной богатой историей. Поэтому если у вас сохранился набор или даже одна серебряная вилка (не столь важно, какого именно возраста) — рекомендуем, как минимум, узнать в GRANDFOR ее истинную стоимость (для этого достаточно лишь прислать нам в мессенджер несколько фотографий изделия в хорошем качестве, а если на изделии не стерлась проба — то указать и ее). Благодаря накопленной за многие годы работы собственной базе серьезных коллекционеров, мы можем себе позволить предлагать своим клиентам очень достойные суммы для выкупа их изделий. Обращайтесь и проверьте это лично!