Grandfor

скупка • оценка

ул. Сретенка 27/29 с.1

80 м от м. Сухаревская

Grandfor

скупка • оценка

Русская ювелирная эмаль

Финифть, эмальерное дело, или просто ювелирная эмаль — это важная и неотъемлемая часть русской ювелирной истории и культуры. Изначально возникнув более двух тысяч лет назад, до наших дней ювелирная эмаль добралась в виде настоящих отголосков истории и отдельного вида искусства, а на мировом рынке словосочетание “Русская ювелирная эмаль” всегда вызывало оживление и интерес.

Украшения и прочие изделия с эмалью — не просто одно из направлений ювелирного дела, а истинные отголоски истории и без преувеличения — памятники прикладного искусства. На заре своего существования украшения и посуда с эмалью украшали в основном царские столы, одежду и ларцы драгоценностями. Особенно роскошно смотрелись массивные кубки и лари, украшенные затейливым красочным узором, нередко сочетаясь с драгоценными камнями.

Развитие и известность эмали на Руси

Ювелирная эмаль финифть

Начиная с VI века, различные виды ремесел знаменуют этап активного развития и совершенствования, не стало исключением и ювелирное дело.

Наиболее старые из сохранившихся экземпляров давно ушедших веков относят к 10-12 векам, что по тем временам было почти невозможным мастерством, принесшим большую известность русским ювелирам. Считается, что само появление техники уходит своими корнями в Византию: торговые пути, политические отношения, принятие христианства — все это прочно связывало два крупнейших государства. И, несомненно, культурный обмен не мог не привести к обмену опытом и технологиями в ювелирном деле. И появившись в Киевской Руси, технология работы с эмалью достигла небывалых высот, заслуженно принеся славу мастерам как лучшим в этом деле.

Эмаль представляет собой специальное покрытие, в завершенном состоянии напоминающее стекло: изначально оно жидкое и наносится наподобие краски, а затем закрепляется при обжиге в специальной муфельной печи при 600-900 градусах. В таких условиях эмаль образует покрытие, по сути приплавленное к металлу-основе. Почти до наших дней ее называли не иначе, чем “финифть”. Она получается очень прочной и устойчивой, и главное — позволяет добиться красивых и чистых оттенков для украшения ювелирных изделий.

Русская филигрань

Черной полосой в истории как страны, так и бережно передаваемых из поколения в поколение ремесленников секретов обработки, стал период татаро-монгольского нашествия: почти двести лет кабального разграбления и фактического рабства не могли не отразиться на безвозвратной утрате части техник. Несколько десятков и даже сотен лет потребуется на восстановление отрасли и попытки вернуться к откинутому на несколько шагов назад искусству.

К XIV веку активное распространение получает филигрань и ее подвид — техника золотой скани: очень тонкое ажурное узорчатое плетение поверх основного пласта металла. И вполне закономерно филигрань пришла к сочетанию со вставками из цветной эмали, по своему виду и блеску полноправно конкурируя с инкрустациями из драгоценных камней (наиболее высоким мастерством в этой технике славились московские и новгородские умельцы). На сегодня такой антиквариат особенно ценится коллекционерами. Эмалевые вставки намеренно делали маленькими по площади, образуя узор из крупиц, что придавало особой тонкости работе.

У каждого периода отмечаются свои более характерные цвета:

Русская ювелирная эмаль лиловых оттенков

Если ремесленники в XIV веке в основном тяготели к естественной гамме — черные, белые, голубые оттенки, то уже в следующем столетии на пик популярности выйдут темно-зеленые и лиловые. Использовались они как для фигурных изображений в целом, так и для заполнения букв в надписях.

XVI век славен широчайшей гаммой синих оттенков, неповторимыми васильковыми и бирюзовыми тонами, а ближе к концу столетия мастера открывают для себя переливы красных оттенков.

Если годами ранее цветные эмали были полупрозрачными, а иногда цвета и переливались один в другой, то к XVII веку широкое распространение приобретают так называемые “глухие” эмали: насыщенного, непрозрачного цвета. При этом контрастом к ней используют и наоборот — полностью прозрачные эмали, как бы подчеркивая естественные переливы драгоценных металлов.

Также XVII век знаменует новые горизонты применения эмалей: если ранее она встречалась в подавляющем числе случаев именно в украшениях разного рода, то теперь популярность приобретает посуда и прочие предметы из золота и серебра. Стали встречаться предметы с эмалью и в купеческих, а иногда и даже в простых семьях (но металлическая основа уже, конечно, не из золота, а, например, из меди или стали).

Русская живописная эмаль. Фаберже

К началу XVIII века появляется уникальная для российской культуры и ювелирного дела техника: “живописная эмаль” — миниатюры с финифтью передавали небольшие сюжеты и даже портреты.

В течение XVIII века увеличивается число иностранных ювелиров, посещавших Россию или же прибывавших для исполнения дорогих заказов царской семьи или знати. Перенимали часть новых техник и российские мастера. Особое значение имеет расположенный в Санкт-Петербурге цех золотых и серебряных дел («Das Amt der löblichen Gold-und Silberarbeiter in St.-Petersburg»): по сути это объединение иностранных ювелиров, разросшееся до полномасштабной мануфактуры. Со временем в его ряды вступали все больше переехавших на ПМЖ и принявших российское подданство мастеров, в основном из Германии, Англии, Дании и Франции. Позже будут появляться похожие крупные объединения ювелиров и российских.

Периодом наиболее пышного расцвета, распространения и мастерства для эмали заслуженно считают XIX век, когда финифть была, пожалуй, на пике моды по всей стране. Крупные мануфактуры могли похвастаться собственными школами для ювелиров, где передавались все тонкости этого непростого искусства и собственные техники. При этом спрос на эмаль был так широк, что в те года изделия выпускались в большом разнообразии стилей и сюжетов — от исконно-русских узоров до современных мотивов. Знаменитый Фаберже получил популярность и известность вне времени во многом благодаря именно своим первым изделиям с применением эмали. В одном ряду с ним славятся Овчинников, Алексеев и многие прочие мастера, чьи произведения на сегодня практически бесценны и представляют огромный коллекционный интерес, благодаря чему продать антикварные изделия с ювелирной эмалью можно очень приятную сумму вознаграждения (особенно если внимательно подойти к выбору скупки).

Изделия с эмалью и по сей день не теряют своей популярности: практически в каждом известном ювелирном доме, вне зависимости от ценовой категории, представляются все новые коллекции с цветными вставками. Это бесценное наследие, дарованное нам на заре становления Руси и техники, хранимые мастерами веками.

Оставьте заявку

и получите бесплатную консультацию прямо сейчас!

Наш менеджер свяжется с Вами в течение 15 минут.

iphone-min

Оставьте заявку

И наш специалист свяжется с Вами в течение 15 минут

Grandfor

скупка и оценка

График работы

Пн-Пт: 11:00 - 20:00
Сб: 11:00 - 18:00

ул. Сретенка 27/29 с.1

80 м от м. Сухаревская

Онлайн-оценка

Заполните все поля формы и прикрепите несколько фотографий предмета, который вы хотите оценить.

Вы также можете выполнить онлайн оценку прямо в Whatsapp. Для этого напишите нам.

Онлайн-запись

Укажите удобную дату и время для записи.

Нажимая кнопку «Отправить заявку», Вы подтверждаете, что ознакомлены и согласны с Политикой Конфиденциальности