Grandfor

скупка • оценка

ул. Сретенка 27/29 с.1

80 м от м. Сухаревская

Grandfor

скупка • оценка

Каслинское литье

Статуэтка завода Касли

Каслинским литьем называют особую технологию работы с чугуном, при которой удается добиться визуальной легкости, даже некоторой ажурности изделий, удивительной естественной реалистичности. Происхождение типа литья тесно и логично связано с наиболее богатым в части добычи этого металла регионом – Челябинской области и в частности городом Касли. Еще в XVIII веке именно каслинское литье было на пике популярности по всей России и Европе, а на сегодня это одни из наиболее желанных предметов для любого коллекционера.

Каслинские изделия поражают не только мастерством исполнения, но и удивительным разнообразием: это и полноразмерные памятники на постаментах (“Россия” 1896 года, памятник Николаю I от 1894 года, или даже целый павильон для демонстрации возможностей каслинского литья на парижской выставке – перила, стены, проемы окон и дверей и т.д.), так и небольшие “кабинетные” фигурки для интерьера (например, “Семейство легавых собак” 1902 года). Помимо прочего, изготавливались изделия самого разного формата:

    Каслинский поднос

  • Полномасштабные памятники и скульптуры
  • Фигурки для интерьера
  • Садовая и домашняя мебель
  • Художественные элементы фасадов
  • Резные заборы и ворота
  • Уличные фонари
  • Подсвечники и лампы
  • Посуда и бытовые предметы

В этой статье мы подробнее познакомимся с происхождением и становлением каслинского литья, его ценностью и коллекционным интересом на разные подвиды предметов, а также узнаем, где и как его лучше всего продавать, чтобы получить максимальное вознаграждение.

Отличия Каслинского литья

Каслинское литье во многом сможет отличить даже не значительно погруженный в тематику человек, а уж эксперт-оценщик узнает его буквально с первого взгляда:

    Каслинское литье

  • Точность линий даже при использовании витиеватых византийских узоров
  • Четкость плоскостей, геометрическая правильность и пропорциональность
  • Скульптурная точность, выделяющиеся штрихи
  • Продуманные формы и узоры, дающие особый эффект светотени
  • Особое покрытие, используемое только для Каслинского литья – “Голландская сажа”

Причем называется все именно “Каслинское литье”, а не “Каслинский стиль” именно потому что важно не только создать красивый образец, придумать фигурку, а использовать особую технологию отливки. Нельзя просто взять условно полую форму, залить в нее чугун и затем разрезать форму пополам – ничего не выйдет. Такие “живые”, четкие и гладкие статуи и фигурки получались благодаря использованию в одной композиции до нескольких десятков разных форм. И лишь после отливки, просушки, сборки в единое целое, композицию “доводили до ума” – шлифовали, красили и т.д.

В XIX веке стилистика изделий больше тяготела к русским истокам – народным мотивам и даже византийским узорам. Довольно часто скульптуры доводились до строго реализма, в мелкой скульптуре многие художники тяготели к анимализму, изображая как животных самих по себе, так и сцены охоты.

В советское время добавилось много новых направлений – само собой, это агитационная тематика, спорт, знаменитый русский балет, бытовые сюжеты прославляющие труд простых рабочих и крестьян.

Зарождение великого промысла

У любого мирового явления когда-то было начало – удачное совпадение нужных людей в нужном месте и в нужный час. Так было и с городком Касли, который был выбран купцом Яковым Коробковым для основания завода по чугунной выплавке. Это было очень мудрое решение – совсем рядом велась добыча как самого чугуна, так и составляющих для переплавки – песка, хороший доступ к воде, много лесов для растопки печей.

Основной же расцвет художественного направления настиг завод во время управления следующим владельцем – купцом Расторгуевым. Именно он нанял основную массу образованных скульпторов, художников и прочих специалистов, поставивших на ноги в регионе искусство чеканки, разработавших особый состав краски и сплавов, продумавших устройство больших фигур с минимальным весом и внедривших множество новшеств, сделавших Каслинское литье неповторимым и востребованным по сей день.

Пик мировой популярности

Каслинский павильон Россия

Как известно, распространение чугуна как такового в мировой истории шло по направлению с востока на запад: начиная с Китая, затем – в России и лишь после этого – в Европе. Поэтому во время максимального размаха русского чугунного производства наши изделия, особенно обладавшие большой художественной ценностью, пользовались невероятным успехом и спросом не только на территории страны, но и за рубежом. Определенным “пиком” можно выделить тридцатилетие XIX века 1861 – 1890, а также начало XX века (в частности – золото и гран-при Парижской выставки 1900-1901 года, где невозможно не упомянуть ажурный чугунный павильон, поражавший воображение и невероятно точно отражавший широту русской души. Кроме того, данное творение признано фондом ЮНЕСКО всемирным шедевром).

Всего за остаток XIX века начиная с 1860 года Каслинское литье получало медали на 14 выставках мирового значения! Особенно можно подчеркнуть влияние и ведущих художников-архитекторов, создавших вклад в чугунное искусство XIX-XX века:

  • Авторы знаменитого павильона (архитектор Евгений Баумгартен и художник-скульптор Николай Лаверецкий),
  • Скульптор-анималист Пьер-Жюль Мен, прославился малой скульптурой и сюжетами охоты;
  • Скульптор Петр Клодт, профессор Императорской академии художеств. Считается крупнейшим мастером при правлении Николая I. На сегодня самое знаменитое его творение – скульптуры укротителей коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге
  • Роберт Бах – академик Петербургской академии художеств. Семья художника тесно связана с деятельностью завода в городе Касли, как непосредственной работой в его рядах, так и предоставлением моделей для отливки
  • Художник Василий Торокин – один из наиболее знаменитых Каслинских литейщиков-формовщиков обучался искусству сам, работал с чугуном с малых лет (устроился на завод с четырнадцати) и по сей день считается одним из гениальнейших талантов и настоящим самородком в своей отрасли. Василий владел всеми этапами производства – он занимался и литьем, и бронзированием, и шлифовкой, и окраской.

Непростое время для Каслинского искусства

Любое искусство активно расцветает в мирное время и имеет высокие шансы быть утраченным во время столкновений и войн. Так и произошло в череду непростых событий: первая мировая война, гражданская война и революция начала XX века, а в относительно скором времени и вторая мировая. В такой период истории не до ажурных узоров – все литейное производство перестраивается на соответствующие военному времени нужды. Можно сказать одно: практически чудом удалось восстановить спустя пол-века как сами изделия, так и технологии производства и художественного мастерства. Своеобразной переломной точкой в положительную сторону стал 1957-1958 и усилия Семёна Гилёва, восстановившего и продолжившего семейное дело.

Отличительные клейма

Клеймить изделия завода стали не сразу, а с 1850 года, оставляя пометку на обратной стороне – подставке изделия. Более того, каждый из ключевых периодов в истории страны так или иначе отражались и на клеймах:

1850 – 1920

На клеймах в обязательном порядке присутствуют:

  • Прямоугольная рамка
  • Год отливки
  • Название завода (обычно КАСЛИ)
  • Иногда – имя конкретного мастера, отлившего изделие

1921-1939

Стоит отметить, что есть и ряд изделий-исключений, не имеющих привычных клейм, но все же произведенных на Каслинском заводе – это раннее послереволюционное литье: бюсты ключевых деятелей, интерьерные предметы для кабинетов. На них в качестве клейма указаны советские пятиконечные звезды.

1940 – 1950

На экспортных изделиях к клейму добавляли надпись «Made in the Soviet Union»

1950 – 1970

Клеймо снова дополняется – помимо вышеуказанного, отпечатывается и индивидуальный код формовщика

1970 – 1985

Видоизменяется рамка, в которую включено название завода. Теперь внутри рамки на одной строке пишется КАСЛИ, строкой ниже по центру – год чеканки, но сама рамка объединяет эти две строки и сужается к низу, образуя теперь не прямоугольник, а трапецию, словно у прямоугольника подрезали два нижних угла. Более того, прибавился оттиск “Знак качества СССР”, но после 1985 года его уже не встретить.

Таким образом, с помощью клейм можно не только отличить изделия Каслинского завода, но и определить примерный период отливки, что напрямую влияет и на сумму вознаграждения за такое изделие.

Коллекционная ценность и где лучше продать

Если у вас имеются оригинальные экземпляры Каслинского литья (или вы только подозреваете, что имеющийся предмет может таковым оказаться) и вы рассматриваете его продажу, то мы рекомендуем рассматривать только салоны скупки с серьезной репутацией – как GRANDFOR. Мы всегда проводим проверку изделия прямо при вас, открыто оглашаем как его происхождения, так и все признаки художественной и исторической ценности. Объясняем, почему относим изделие к тому или иному периоду.

На ценность конкретного изделия в первую очередь влияют его год отливки (особенно интересны изделия XIX века, то есть старше ста лет) и общее состояние (хотя чугунные изделия славятся своей высокой износостойкостью, поэтому с данным фактором проблемы возникают редко). Если изделие выпущено знаменитым мастером или художником, или же было во владении исторически значимой личности – это также может сильно повысить сумму вашего вознаграждения.

Для того, чтобы предварительно прицениться – вовсе не обязательно приезжать лично (хотя мы всегда будем вам рады в нашем салоне в центре Москвы) – достаточно прислать несколько фотографий в хорошем качестве нам через форму на сайте или просто в мессенджер. Оценка всегда производится быстро и бесплатно, а вы как минимум будете точнее понимать истинную стоимость вашего изделия.

Оставьте заявку

и получите бесплатную консультацию прямо сейчас!

Наш менеджер свяжется с Вами в течение 15 минут.

iphone-min

Оставьте заявку

И наш специалист свяжется с Вами в течение 15 минут

Grandfor

скупка и оценка

График работы

Пн-Пт: 11:00 - 20:00
Сб: 11:00 - 18:00

ул. Сретенка 27/29 с.1

80 м от м. Сухаревская

Онлайн-оценка

Заполните все поля формы и прикрепите несколько фотографий предмета, который вы хотите оценить.

Вы также можете выполнить онлайн оценку прямо в Whatsapp. Для этого напишите нам.