Фраже – настоящий символ эпохи, отражающей в себе целую перипетию связанных событий в жизни общества и переменах в социальном расслоении, но и связанный со множеством важных исторических событий. Будучи изначально лишь названием бренда и фамилией основателей, “Фраже” быстро стало именем нарицательным с XIX века и по сей день.
Невероятный успех обеспечен изобретательностью двух братьев Фраже, обладавших хорошими знаниями в области химии и недюжинной предприимчивостью. Они первыми придумали изготавливать столовое серебро не полностью из драгоценного металла, а основу брать из “обычного” медного сплава, нанося серебро лишь тонким слоем снаружи. Поначалу это был метод плакирования (когда спрессовывались толстый слой меди и тонкий – серебра), а спустя четверть века после открытия фабрики появилась гальванизация (химический способ нанесения тончайшего слоя) – процесс стал менее затратным и более простым. Зародившись в Европе (первый завод открылся в Варшаве) под оригинальным названием, в России такие изделия назывались проще – посуда из накладного серебра.
Семейное дело и широкая популярность Фраже
Производство стало семейным делом: в 1867 году «JOZEF FRAGET» переходит к сыну основателя Юлиану, а спустя почти 40 лет – к 1906 году – правление принимает уже его дочь княгиня Святополк-Мирская и ее муж.
Процесс производства продукта, выглядящего максимально премиально и при этом с низкой себестоимостью не мог не привлечь к себе конкурентов, что и произошло в полном расцвете к XX веку. Однако объем покупателей это не снизило: во-первых, оригинальный производитель не просто имел отличную репутацию, а стал настоящим “именем нарицательным”, а во-вторых, продукция Фраже все равно превосходила прочих по качеству исполнения и изяществу форм – вплоть до того, что к концу XIX века фирма получила право на собственное клеймо (которое обычно получают изготовители только ювелирных изделий целиком из благородных металлов), а также контракты на поставку посуды по европейским дворцам.
Стоит отметить, что Российская империя для многих отраслей была богатейшим покупателем – не было исключением и производство Фраже. Именно поэтому с приходом Октябрьской революции 1917 года и потерей большинства российских заказчиков, фирма практически остановила свое существование, восстановившись после войны лишь с помощью перехода в государственную собственность. Даже первая мировая война, когда в Европе было “не до изысков”, не настолько подкосила деятельность исторического завода.
Царский шик “тонким слоем” и его коллекционная ценность
Ключевой момент в том, что если раньше изысканное убранство могли себе позволить лишь приближенные к царскому двору, то с этого момента “простой человек” мог приобрести себе изящные предметы быта, внешне неотличимые от полновесных серебряных предметов. Предметы фраже стали своеобразным признаком успешности семьи, их материального благополучия. При этом множество литературных и житейских сюжетов XIX века наполнены высмеиванием глупости гостей с застолья, укравших “серебряную” ложку, когда оказывалось, что это лишь покрытие.
На сегодня для коллекционеров антиквариата основная ценность такой посуды, разумеется, не в наличии серебра (такой объем драгметалла сам по себе практически ничего не стоит), а в исторической ценности каждого отдельно взятого экземпляра. Это истинный кусочек истории, появлении определенных технологий и перемен в статусных маркерах.
Если вы располагаете оригинальными экземплярами столовых приборов или иной продукции фабрик Фраже, Норблина, Вернера, братьев Хеннеберг и т.п., обязательно поинтересуйтесь их истинной стоимостью в GRANDFOR, так как наш салон, в отличии от обычных “скупок”, в полной мере учитывает для вознаграждения все факторы художественной и исторической ценности. Для первичной оценки достаточно лишь написать нам на сайте или просто в мессенджер.