Grandfor

скупка • оценка

ул. Сретенка 27/29 с.1

80 м от м. Сухаревская

Grandfor

скупка • оценка

Русская Гжель

Гжель классическая

Сегодня мы поговорим об одном из самых удивительных явлений в традиционном русском народном творчестве, зародившееся в одноименном селении в московской области, при этом очень известном и популярном по сей день — о гжели. Говорят, гончарных дел мастера начали обретать свою славу практически одновременно с образованием деревни — еще в XIV веке (именно тогда она стала фигурировать в документах о княжеских владениях), однако “фирменный” синий узор стал украшать фарфор примерно с 1800-х.

К тому же, практически каждому знакомы и по-своему близки эти узнаваемые с первого взгляда бело-синие узоры и орнаменты (и узнаваемы они по всему миру уже несколько веков): пожалуй, если спросить случайного прохожего о самых известных русских видах фарфора, они ответят либо “гжель”, либо “хохлома” (но о ней мы поговорим отдельно).

А потому эта посуда и фигурки, особенно редкие, лимитированные серии или антикварные экземпляры не могли не стать востребованными среди коллекционеров. В свою очередь это значит, что если у вас сохранились оригинальные изделия — имейте в виду, что продать гжель можно за очень достойное вознаграждение, особенно если обращаться в Москве в проверенный салон с хорошей репутацией — как GRANDFOR. Мы уверены в своих ценах, а потому помимо оценки прямо в салоне предлагаем и удаленную оценку — достаточно просто написать нам в мессенджер и прислать пару фотографий при хорошем освещении.

Деревня Гжель

Зарождение гончарного мастерства в деревне Гжель

В целом можно смело сказать, что стать центром русского гончарного искусства этой деревне практически было предначертано судьбой: область на редкость богата залежами хорошей глины, причем разных видов. В XVII веке издавался отдельный царский указ, в рамках которого полагалось осуществлять поставки особой глины для аптекарских нужд. Кроме того, природа наградила гжельцев и второй важной составляющей — древесиной в виде густых лесов. А раз есть и глина, и условия для ее обжига — оставалось только оттачивать мастерство из поколения в поколение, чем жители и занимались.

Считается, что на многочисленные ярмарки, в том числе и крупнейшие московские, привозился (и тут же раскупался) огромный объем керамических игрушек, счет шел на десятки и даже сотни тысяч. Уже тогда их приобретали не только детям, но и в качестве сувениров, украшений и подарков.

Взлеты и падения гжельских мануфактур

До XVIII века и первую его половину в Гжели занималась поставками глины, производством кирпича и некоторым объемом фигурок. И, конечно, посудой, хотя еще не настолько в преобладающем объеме, как это будет позже. А вот именно переход на светлые оттенки глины и создание теплых цветов эмалей ознаменовало вторую половину столетия настоящим пиком производства столовых предметов.

Керамика Мейсена

Первым тревожным звоночком стала мода на керамику “соседних” стран — заводов Мейсена и Веджвуда. С другой стороны, именно это стало толчком к развитию направления именно бело-синей посуды и собственного стиля. Конец XIX века был непростым: между частными мастерскими шла серьезная конкуренция и борьба за лучшие рецепты, секреты тонкостенных изделий и технологий нанесения узоров и глазурей. В это же время частные мастера сначала собираются в небольшие мануфактуры на несколько человек, разделяя этапы производства между собой, а затем открывая первые “большие” заводы.

В качестве фактора естественного отбора сыграл довольно банальный и неотвратимый фактор — наличие древесины для печей. К началу XX века леса в области значительно поредели, а привозить топливо для обжига могли себе позволить только заводы, да и то не все.

Советский период и возрождение “Гжели”

Одним из символических изделий, ассоциирующихся с возрождением гжели после значительного дореволюционного упадка, считается “Богатырь” авторства Ланге в рамках артели “Вперед, керамика!” (1929 год) — современное предприятие “Гжель” относит свои “корни” именно к образованию этой артели.

Ключевым моментом в восстановлении народного промысла стало открытие в Гжели в 1930х техникума, посвященного керамическому искусству. Изначально мастера и учащиеся работали с большим горном (печью) высотой в 7 метров, а в течение нескольких следующих лет завершилось строительство эпохальной двадцатиметровой печи. В 1972 году комплекс будет переименован в “Производственное предприятие Гжель”.

Наиболее популярны среди коллекционеров изделия следующих авторов:

    Фигурки Бессарабова

  • Наталья Бессарабова
    Именно с ее деятельностью многие заслуженно связывают возрождение популярности бело-синих фигурок и посуды. Она не только создавала множество фигурок в традиционном “гжельском” стиле, но и создавшей целую школу для многих поколений художников по керамике
  • Александр Салтыков
    Внес огромный вклад в перечень используемых техник и методов обучения художников гжельской артели, создав особую технику нанесения мазка при росписи
  • Нина Квитницкая
    Ее изделия узнаваемы по талантливому полупрозрачному мазку, часто применяемому для заполнения основного контура узора или лепестков
  • Татьяна Дунашова
    Создала множество новых фигурок и посуды сложной формы, была награждена государственной премией РСФСР
  • Людмила Азарова
    Выдающийся керамист, ее фигурки весьма популярны среди современных коллекционеров. Известна множеством серий: агитационный фарфор, сказочная тематика, бытовые зарисовки… А главное — каждая из них очень точно передает настроение героя и, конечно, неуловимый оттиск времени.
  • Зинаида Окулова
    Знаменита технологией создания фигурок, которые не требовали дополнительной обработки после отливки, и кроме того, талантливыми росписями (в основном цветочными узорами с очень плавными переходами)

Гжельский фарфоровый завод ГФЗ (“Электроизолятор”)

Существует и второе крупное производственное предприятие, сегодня называющееся Гжельский Фарфоровый Завод (ГФЗ) — наследник настоящей керамической империи династии Кузнецовых, открывших свой первый завод еще в начале XIX века (официально с 1818 года).

С первых лет своего основания и до современности завод интересен большим разнообразием и творческим подходом к типам своих изделий. Например, на парижской выставке 1900 года был представлен их керамический иконостас для храма Святого Георгия.

клеймо ГФЗ

В XIX веке большинство изделий создавалось с упором на массовый спрос: небольшие сахарницы, кружки, шкатулки и, конечно, фигурки-игрушки. Однако в годы раннего СССР стране потребовалось сразу и очень много изоляторов для программы электрификации. По сути в 1930-х завод почти полностью перешел на техническое производство (именно поэтому долгое время существовал под названием “Завод Электроизолятор”), однако позже удалось вернуться к традиционным изделиям (тем ценнее редкие фигурки и изделия, созданные заводом с 1930 по начало 1960-х).

Выпускает завод изделия и сегодня, в том числе лимитированные линейки:

  • Изделия, выпускаемые в честь крупных событий (например, ЧМ по футболу или символов Олимпиады в Сочи, и все они — в фирменном “гжельском” стиле, как сопряжение почитаемых старых народных традиций и современности),
  • Предметы нестандартного исполнения для керамики — фарфоровые шахматы (для многих появится ассоциация и со знаменитыми агитационными фарфоровыми шахматами “Красные и белые”, однако в этом случае — без такого яркого политического подтекста)
  • Новогодние елочные украшения

*Отметим, что коллекционный интерес, в том числе для выкупа, представляют собой изделия, выпущенные до 1970 года и ранее. Наибольший спрос и, соответственно, стоимость имеют, конечно, винтажные и антикварные изделия (возрастом более 50 и 100 лет).

Именно за счет своего уникального стиля, необычных форм и исполнения, почитаемой связью с корнями примечательны как изделия старых заводов Кузнецовых, так и современный ГФЗ лимитированных коллекций.

Подытоживая, подчеркнем, что “Гжель” — это совокупное понятие, на сегодня относящееся к целому ряду заводов, предприятий и мануфактур, особенно учитывая полный период истории появления, расцвета и преобразования мастерских и заводов в Гжельской области. Поэтому если у вас сохранилось изделие в узнаваемом гжельском стиле, но вы не уверены — можно ли его считать оригинальным или какого оно года производства — просто пришлите их фото на оценку в GRANDFOR. Опытный искусствовед всегда узнает особые характерные признаки и сможет рассказать об истинных происхождении и истории вашего предмета, а главное — рассказать о его настоящей стоимости. По опыту — мы часто приятно удивляем своих клиентов, поэтому обращайтесь — оно точно того стоит!

Оставьте заявку

и получите бесплатную консультацию прямо сейчас!

Наш менеджер свяжется с Вами в течение 15 минут.

iphone-min

Оставьте заявку

И наш специалист свяжется с Вами в течение 15 минут

Grandfor

скупка и оценка

График работы

Пн-Пт: 11:00 - 20:00
Сб: 11:00 - 18:00

ул. Сретенка 27/29 с.1

80 м от м. Сухаревская

Онлайн-оценка

Заполните все поля формы и прикрепите несколько фотографий предмета, который вы хотите оценить.

Вы также можете выполнить онлайн оценку прямо в Whatsapp. Для этого напишите нам.

Онлайн-запись

Укажите удобную дату и время для записи.

Нажимая кнопку «Отправить заявку», Вы подтверждаете, что ознакомлены и согласны с Политикой Конфиденциальности