Сегодня мы поговорим об одном из самых удивительных явлений в традиционном русском народном творчестве, зародившееся в одноименном селении в московской области, при этом очень известном и популярном по сей день – о гжели. Говорят, гончарных дел мастера начали обретать свою славу практически одновременно с образованием деревни – еще в XIV веке (именно тогда она стала фигурировать в документах о княжеских владениях), однако “фирменный” синий узор стал украшать фарфор примерно с 1800-х.
К тому же, практически каждому знакомы и по-своему близки эти узнаваемые с первого взгляда бело-синие узоры и орнаменты (и узнаваемы они по всему миру уже несколько веков): пожалуй, если спросить случайного прохожего о самых известных русских видах фарфора, они ответят либо “гжель”, либо “хохлома” (но о ней мы поговорим отдельно).
А потому эта посуда и фигурки, особенно редкие, лимитированные серии или антикварные экземпляры не могли не стать востребованными среди коллекционеров. В свою очередь это значит, что если у вас сохранились оригинальные изделия – имейте в виду, что продать гжель можно за очень достойное вознаграждение, особенно если обращаться в Москве в проверенный салон с хорошей репутацией – как GRANDFOR. Мы уверены в своих ценах, а потому помимо оценки прямо в салоне предлагаем и удаленную оценку – достаточно просто написать нам в мессенджер и прислать пару фотографий при хорошем освещении.
Зарождение гончарного мастерства в деревне Гжель
В целом можно смело сказать, что стать центром русского гончарного искусства этой деревне практически было предначертано судьбой: область на редкость богата залежами хорошей глины, причем разных видов. В XVII веке издавался отдельный царский указ, в рамках которого полагалось осуществлять поставки особой глины для аптекарских нужд. Кроме того, природа наградила гжельцев и второй важной составляющей – древесиной в виде густых лесов. А раз есть и глина, и условия для ее обжига – оставалось только оттачивать мастерство из поколения в поколение, чем жители и занимались.
Считается, что на многочисленные ярмарки, в том числе и крупнейшие московские, привозился (и тут же раскупался) огромный объем керамических игрушек, счет шел на десятки и даже сотни тысяч. Уже тогда их приобретали не только детям, но и в качестве сувениров, украшений и подарков.
Взлеты и падения гжельских мануфактур
До XVIII века и первую его половину в Гжели занималась поставками глины, производством кирпича и некоторым объемом фигурок. И, конечно, посудой, хотя еще не настолько в преобладающем объеме, как это будет позже. А вот именно переход на светлые оттенки глины и создание теплых цветов эмалей ознаменовало вторую половину столетия настоящим пиком производства столовых предметов.
Первым тревожным звоночком стала мода на керамику “соседних” стран – заводов Мейсена и Веджвуда. С другой стороны, именно это стало толчком к развитию направления именно бело-синей посуды и собственного стиля. Конец XIX века был непростым: между частными мастерскими шла серьезная конкуренция и борьба за лучшие рецепты, секреты тонкостенных изделий и технологий нанесения узоров и глазурей. В это же время частные мастера сначала собираются в небольшие мануфактуры на несколько человек, разделяя этапы производства между собой, а затем открывая первые “большие” заводы.
В качестве фактора естественного отбора сыграл довольно банальный и неотвратимый фактор – наличие древесины для печей. К началу XX века леса в области значительно поредели, а привозить топливо для обжига могли себе позволить только заводы, да и то не все.
Советский период и возрождение “Гжели”
Одним из символических изделий, ассоциирующихся с возрождением гжели после значительного дореволюционного упадка, считается “Богатырь” авторства Ланге в рамках артели “Вперед, керамика!” (1929 год) – современное предприятие “Гжель” относит свои “корни” именно к образованию этой артели.
Ключевым моментом в восстановлении народного промысла стало открытие в Гжели в 1930х техникума, посвященного керамическому искусству. Изначально мастера и учащиеся работали с большим горном (печью) высотой в 7 метров, а в течение нескольких следующих лет завершилось строительство эпохальной двадцатиметровой печи. В 1972 году комплекс будет переименован в “Производственное предприятие Гжель”.
Наиболее популярны среди коллекционеров изделия следующих авторов:
- Наталья Бессарабова
Именно с ее деятельностью многие заслуженно связывают возрождение популярности бело-синих фигурок и посуды. Она не только создавала множество фигурок в традиционном “гжельском” стиле, но и создавшей целую школу для многих поколений художников по керамике - Александр Салтыков
Внес огромный вклад в перечень используемых техник и методов обучения художников гжельской артели, создав особую технику нанесения мазка при росписи - Нина Квитницкая
Ее изделия узнаваемы по талантливому полупрозрачному мазку, часто применяемому для заполнения основного контура узора или лепестков - Татьяна Дунашова
Создала множество новых фигурок и посуды сложной формы, была награждена государственной премией РСФСР - Людмила Азарова
Выдающийся керамист, ее фигурки весьма популярны среди современных коллекционеров. Известна множеством серий: агитационный фарфор, сказочная тематика, бытовые зарисовки… А главное – каждая из них очень точно передает настроение героя и, конечно, неуловимый оттиск времени. - Зинаида Окулова
Знаменита технологией создания фигурок, которые не требовали дополнительной обработки после отливки, и кроме того, талантливыми росписями (в основном цветочными узорами с очень плавными переходами)
Гжельский фарфоровый завод ГФЗ (“Электроизолятор”)
Существует и второе крупное производственное предприятие, сегодня называющееся Гжельский Фарфоровый Завод (ГФЗ) – наследник настоящей керамической империи династии Кузнецовых, открывших свой первый завод еще в начале XIX века (официально с 1818 года).
С первых лет своего основания и до современности завод интересен большим разнообразием и творческим подходом к типам своих изделий. Например, на парижской выставке 1900 года был представлен их керамический иконостас для храма Святого Георгия.
В XIX веке большинство изделий создавалось с упором на массовый спрос: небольшие сахарницы, кружки, шкатулки и, конечно, фигурки-игрушки. Однако в годы раннего СССР стране потребовалось сразу и очень много изоляторов для программы электрификации. По сути в 1930-х завод почти полностью перешел на техническое производство (именно поэтому долгое время существовал под названием “Завод Электроизолятор”), однако позже удалось вернуться к традиционным изделиям (тем ценнее редкие фигурки и изделия, созданные заводом с 1930 по начало 1960-х).
Выпускает завод изделия и сегодня, в том числе лимитированные линейки:
- Изделия, выпускаемые в честь крупных событий (например, ЧМ по футболу или символов Олимпиады в Сочи, и все они – в фирменном “гжельском” стиле, как сопряжение почитаемых старых народных традиций и современности),
- Предметы нестандартного исполнения для керамики – фарфоровые шахматы (для многих появится ассоциация и со знаменитыми агитационными фарфоровыми шахматами “Красные и белые”, однако в этом случае – без такого яркого политического подтекста)
- Новогодние елочные украшения
*Отметим, что коллекционный интерес, в том числе для выкупа, представляют собой изделия, выпущенные до 1970 года и ранее. Наибольший спрос и, соответственно, стоимость имеют, конечно, винтажные и антикварные изделия (возрастом более 50 и 100 лет).
Именно за счет своего уникального стиля, необычных форм и исполнения, почитаемой связью с корнями примечательны как изделия старых заводов Кузнецовых, так и современный ГФЗ лимитированных коллекций.
Подытоживая, подчеркнем, что “Гжель” – это совокупное понятие, на сегодня относящееся к целому ряду заводов, предприятий и мануфактур, особенно учитывая полный период истории появления, расцвета и преобразования мастерских и заводов в Гжельской области. Поэтому если у вас сохранилось изделие в узнаваемом гжельском стиле, но вы не уверены – можно ли его считать оригинальным или какого оно года производства – просто пришлите их фото на оценку в GRANDFOR. Опытный искусствовед всегда узнает особые характерные признаки и сможет рассказать об истинных происхождении и истории вашего предмета, а главное – рассказать о его настоящей стоимости. По опыту – мы часто приятно удивляем своих клиентов, поэтому обращайтесь – оно точно того стоит!