Grandfor

скупка • оценка

ул. Сретенка 27/29 с.1

80 м от м. Сухаревская

Grandfor

скупка • оценка

История фарфоровой посуды: от антиквариата к современности

Искусный фарфор во все века (пожалуй, за исключением лишь последнего столетия) считался привилегией лишь богатого сословия — аристократов, состоятельных купцов, и, конечно, царской семьи. Изящные сервизы полноправно способны стать особенным акцентом в любом интерьере и подчеркнуть не только статус, но и вкус владельца.

Став доступнее, фарфоровые сервизы покорили пик популярности в ХХ веке, выпавшем в основном на советский период. В эпоху дефицита наличие такого набора особенно подчеркивало достаток, и относились к нему особенно бережно (благодаря чему многие семьи, не зная того, обладают настоящим сокровищем: сохранившимся в “музейном” качестве винтаже или даже антиквариате, который при готовности его продать принесет своим владельцам очень приятный финансовый бонус).

История и традиция подарочного фарфора

Учитывая его премиальный статус, фарфор считался достойным подарком как в Царской России и СССР, так и сейчас — наряду с прочими дорогостоящими атрибутами, особенно если рассматриваем антиквариат. Но в отличии от, например, дорогой канцелярии, фарфор со временем только дорожает. Несколько веков фарфор ценился настолько высоко и был так редок, что считалось вполне обычным обменивать его на золото и прочие драгоценности.

Богатейшей историей производства фарфора обладает Невская порцелиновая мануфактура, на сегодня насчитывающая возраст почти 280 лет! Будучи открыт в 1744 году, он пережил несколько эпох:

  • спустя 21 год от основания будет переименован в “Императорский фарфоровый завод” (под этим именованием он будет известен больше всего: и по сей день его в основном узнают именно под ним),
  • после революции 1917 станет “Государственным фарфоровым заводом” с клеймом ГФЗ,
  • с 1924 — “Ленинградский фарфоровый завод” (ЛФЗ) и прославится великолепными образцами агитационных изделий (к примеру, фарфоровые шахматы, демонстрирующие падение царского режима, угнетающего рабочих);
  • Еще через год, к 200-летию РАН к названию добавится “им.Ломоносова”
  • 2005 год стал годом возвращения к истокам: ЛФЗ переименован вновь в “Императорский фарфоровый завод”

Это лишь подчеркивает неотъемлемую связь фарфора с историей, делая его актуальным вне времени. В том числе крайне яркими пятнами отражена история нашей страны, история ее героев и событий в изделиях определенных лет. К примеру, знаменитая и ставшая фирменным отличием Ленинградского фарфорового завода “кобальтовая сетка” — это не просто пересечение линий, а ненавязчивое отражение доблести переживших блокаду Ленинграда (дело в том, что для сохранения стекол во время бомбежек, каждый сегмент окна проклеивали липкой лентой крест-накрест. И этот “крест-накрест”, повторенный множество раз, как множество окон и множество судеб — скромно отражен на боку каждого сервиза). Кобальтовая сетка стала культовым и знаковым узором, находящий отклик в сердце каждого — он выпускается оригинальным заводом и на сегодняшний день.

История фарфоровых статуэток напрямую связана с наборами посуды: изначально “фарфор” подразумевал только столовые принадлежности, а фигурки предназначались для дополнительного украшения стола. Такие статуэтки чаще соседствовали со столовым серебром, чем просто украшали камин. В какой-то момент формальные границы между статуэтками и столовой посудой стали стираться: некоторые искусно и с задумкой исполненные графины и чайнички с первого взгляда не отличить от необычной фигурки — пока взгляд не приметит характерный носик или крышечку.

Но одно можно утверждать точно: фарфоровая посуда, какого бы стиля она ни была, предназначена если не только для созерцания и коллекционирования, то по крайней мере для особенного настроя.

В последние годы, несмотря на все разнообразие современной посуды, фарфор вновь обретает популярность и вызывает интерес: как изделия современных мастеров, так и истинный антиквариат. На сегодня антиквариатом считаются изделия старше ста лет — в зависимости от редкости и состояния, стоимость набора может исчисляться сотнями тысяч и даже миллионами рублей. Если говорить о дореволюционном фарфоре — это чрезвычайно редкие и ценные изделия — в первую очередь в силу того, что это материал хрупкий и, как бы ни старались его сохранить, имеет свойство разбиваться: за одну-две сотни лет он хранился далеко не только в музейных условиях.

Найти полный антикварный сервиз из нескольких полностью сохранившихся предметов — практически невозможно. Большой удачей считается, скажем, чайная пара (чашка плюс блюдце), так как изначально они производились набором по 6-8 пар, и хотя бы одна из них имела шансы дойти до наших дней без значимых повреждений. Либо наиболее распространенный случай — это единичные предметы.

Агитационная посуда

Отдельной вехой — как исторической, так и со стилистической точки зрения является период производства так называемой агитационной посуды: изделий, явно отражающих политическую повестку лет становления Советского Союза. Иначе такой фарфор 1920-х называют “номенклатурным”: он использовался в основном на предприятиях общественного питания — в первую очередь разного порядка столовых. Переход от домашней готовке к общественному питанию в целом входил в парадигму новых взглядов на правильный общественный уклад.

Наиболее часто среди номенклатурной посуды встречались изделия с различными лозунгами и призывами, к примеру: “Кто работает — тот и ест”, “Пролетарии всех стран — соединяйтесь!”, “Земля — трудящимся!”.

Фарфоровый ситец

Еще одним выдающимся аккордом антикварной посуды начала двадцатого века принято считать появление нового стиля — “ситцевый” фарфор. Вышел он из-под руки художника Петра Леонова. Основная ставка и примета стиля — очень яркие цвета, большие контрасты, крупные “массивные” цветы относительно самого изделия. Это сильно выделяло его на фоне привычных ассоциаций с фарфоровой посудой как таковой — к тонкой, легкой, порой прозрачной и утонченной — в классическом нежно-белом проявлении. Такой громкий контраст был обречен притянуть на себя внимание и популярность.

В то же время для обеспечения доступности для каждой советской семьи, эти наборы раскрашиваются не вручную по классической технологии, а с помощью “деколи” — по сути готовых “переводных” изображений.

Фамильный капитал

На сегодня советский фарфор в целом пользуется большой популярностью (не говоря уже о дореволюционном, но он настолько редко встречается, что его проще вынести за скобки), даже если возраст набора 50-60 лет. Чаще всего на оценку показывают или сразу приносят наборы, доставшиеся от бабушек и прабабушек.

При всем этом — с большой любовью и уважением к своим предкам. Ведь, в конце концов, в наборе чашек не заключена, как в волшебной лампе, вся память к родным — она может выражаться и в более ярких предметах, которые они любили или которые напоминают о них. В то же время продажа набора, который и так бы лежал где-то в коробках кладовой или на чердаке, дает очень хорошее финансовое подспорье — нередко наследники на эти деньги играли свадьбу (конечно, это точечные случаи с очень редким и хорошо сохранившимся фарфором — не стоит рассчитывать обязательно на сотни тысяч за бабушкину кружку. Но при всем этом, действительно хорошие деньги за старый фарфор — реальность, особенно если подойти к выбору скупки внимательно).

Оставьте заявку

и получите бесплатную консультацию прямо сейчас!

Наш менеджер свяжется с Вами в течение 15 минут.

iphone-min

Оставьте заявку

И наш специалист свяжется с Вами в течение 15 минут

Grandfor

скупка и оценка

График работы

Пн-Пт: 11:00 - 20:00
Сб: 11:00 - 18:00

ул. Сретенка 27/29 с.1

80 м от м. Сухаревская

Онлайн-оценка

Заполните все поля формы и прикрепите несколько фотографий предмета, который вы хотите оценить.

Вы также можете выполнить онлайн оценку прямо в Whatsapp. Для этого напишите нам.

Онлайн-запись

Укажите удобную дату и время для записи.

Нажимая кнопку «Отправить заявку», Вы подтверждаете, что ознакомлены и согласны с Политикой Конфиденциальности