В любом из направлений искусства главенствующую роль играет художественная ценность, и соответственно – стиль того или иного предмета. Даже в ювелирном деле, начиная с определенного уровня украшений, сами материалы – скорее вторичны, а вот индивидуальные черты и выраженная стилевая принадлежность или авторство известного в творческом мире автора имеют преобладающий вес. Поэтому в данной статье мы познакомимся с основными стилевыми направлениями и популярными стилями (так как абсолютно все стили перечислить будет затруднительно: помимо того, что их очень много, есть еще один факт – время от времени формируются все новые ответвления и смешения стилей) – этого, как правило, достаточно, чтобы относительно уверенно ориентироваться в мире ювелирного искусства.
Популярные направления стилей украшений
Стиль во многом определяет не только общий внешний вид или использование свойственных ему визуальных элементов, но и характерные материалы или техники исполнения. В некоторых ситуациях имеет большое значение история создания конкретного украшения, способ обработки материала или иногда даже сопровождающая какой-либо конкретный экземпляр или материал легенда. Пока коснемся наиболее популярных стилей, известных относительно широко:
- Классический
Практически в любом деле или искусстве “классика” будет иметь свой заслуженный преобладающий вес. Так же обстоят дела и в ювелирном деле: изящные и лаконичный формы, общая сдержанность делают классический стиль актуальным и уместным вне времени. Довольно часто форма изделия повторяет очертания прямоугольника, круга или овала. - Этнический
Наибольшее обращение к корням и традициям того или иного народа, всегда имеет мощную духовную и культурную связь с ним, передавая узнаваемые и характерные черты. Это всегда быстро считываемые и угадываемые мотивы, ритм узоров или материалы – когда с одного взгляда можно почувствовать принадлежность украшения к традиционным отголоскам. Внутри этнического стиля выделяют соответственно принадлежность к культуре разных народов – может быть этнический русский стиль, а может – африканский. Они будут довольно сильно отличаться внешне, но все же относиться к одному семейству стилей. - Авангард
Авангард сильнее прочих направлений подчеркивает, что это не один конкретный и строгий стиль со своими правилами, а скорее движение, отрицающее устои и правила. Принадлежащие к авангарду произведения искусства всегда были чем-то шокирующим для современников, даже эпатажным, порой для этого сочетающее то, что ранее считалось не сочетаемым. Однако же это вовсе не означает безвкусицу: авангарду свойственна собственная гармония и собственные штрихи, свой язык выражения искусства. Авангардисты – это первооткрыватели, смело и решительно идущие вперед. - Барокко
Барокко иногда называют “классическими украшениями”, путая понятия “классики” и “дворцового стиля”. В то же время если классика – это сдержанность форм, то барокко – это нарочитая роскошь и витиеватость украшающих элементов. Барокко смело заявляет о себе: это всегда обилие объемов и количества (для создания истинного стиля барокко будет недостаточно какого-то одного украшения – это всегда общая массивность золота и россыпи крупных драгоценных камней). Часто преобладают растительные мотивы: множество завитушек и многослойных элементов. - Бохо
Богемный шик в чем-то имеет общие черты с барокко, так как тоже характеризуется массивностью как самих украшений, так и свойственных для стиля в целом обилием украшений. Однако же если барокко – это некие дворцовые отголоски и помпезность, то бохо – это обилие более скромных и простых форм с некоторыми этническими отголосками. - Хай-тек
Его можно в чем-то отнести к строгому футуризму, к мыслям о космосе и строгой сдержанности. Хай-тек и его ответвления в основном характеризуются гладкими поверхностями, отсутствием массивности, а вставки из камней почти не используются. Своеобразная “холодная строгость” как форм, так и геометрических очертаний.
Разумеется, стилей и их образующих направлений существует много больше, и в ювелирных украшениях – в том числе, однако же перечисленные выше составляют основной “костяк” наиболее часто встречающихся украшений – как антикварных, так и современных. Стоит также еще помнить и о том, что покупатели и профессиональные ювелиры пользуются несколько отличающимися классификациями и группами стилей:
- В профессиональной сфере (ювелиры, коллекционеры, модные дома) чаще используется разделение, рассмотренное нами выше, то есть пересекающееся с общестилевыми направлениями для любого вида искусства, а не только ювелирного дела.
- Разделение, которым обычно оперируют покупатели, не погруженные в ювелирный мир – более простое и в каком-то смысле понятное: классический стиль или “строгая геометрия”, готика или экзотика, этнические мотивы или фантазийный футуризм.
При этом, как бы достойное произведение искусства не называли, оно по-прежнему будет радовать своим видом наблюдателя или обладателя этого экземпляра. Искусство – не точная вычислительная наука, и в нем допустимы определенные вольности и разночтения.
Однако же если мы говорим о редком и ценном антикварном украшении – здесь очень важно между коллекционерами и салонами оперировать одними понятиями для объективного формирования рыночной цены на тот или иной экземпляр (при этом основную часть стоимости, конечно, формирует не сам по себе стиль, а возраст украшения, его принадлежность к именитой фабрике или известным бывшим владельцам, состояние и т.д.).
Стили в ювелирных брендах
Серьезные ювелирные дома часто тяготеют к тому или иному стилевому направлению и за свою долгую историю сформировали прямую ассоциацию их прошлых и будущих творений с этими стилями:
- Классические черты
К традиционным формам тяготеют такие дома, как Tiffany&co, Links Of London, Damiani, Faberge, Bvlgari, Cartier - Барокко и рококо
С массивными и витиеватыми украшениями ассоциируются коллекции Boucheron - Авангард
Смелые и даже дерзкие ювелирные бренды, дарящие миру свежий взгляд (от того коллекции разных лет обладают особой ценностью, так как отражают особенности окружающего мира конкретного года, вдохновившего ювелирных художников) – Gavello, Mauboussin, Very, La Nouvelle Bague - Этнические мотивы
С этническими стилями ассоциируются бренды Henry Dunay, De Beers, Gianmaria Donin, Bochic, John Hardy – они во многом придерживаются свойственных мотивов и форм - Модерн
Carlo Lucadella Quercia можно отнести и к общему направлению авангарда, однако их украшения довольно стабильно придерживаются рамок модерна как конкретного стиля - Готический стиль
Четкие линии, роскошь и строгость отражаются в изделиях от Le Sibille, Buccellati, Buccellati
Салон GRANDFOR при оценке украшений для скупки один из немногих обязательно учитывает не только вес “серебряного” или “золотого лома”, но и в первую очередь – художественную и историческую ценность ваших ювелирных изделий. Мастер во время оценки расскажет о происхождении ваших украшений и их истинной стоимости (которая, к слову, наших гостей часто очень приятно удивляет). Для предварительной оценки к нам вовсе не обязательно ехать – достаточно прислать несколько фото в хорошем качестве в мессенджер.