Grandfor

скупка • оценка

ул. Сретенка 27/29 с.1

80 м от м. Сухаревская

Grandfor

скупка • оценка

Великоустюжское чернение по серебру

Серебро — известный издревле металл, проявляющий свое благородство и уникальность во всем: как по незаменимым свойствам, так и по изысканному оттенку. Закономерно, что множество ювелиров испокон веков использовали его для создания самых разных изделий — начиная от небольших колечек, заканчивая кубками для королевского двора, создавая все новые способы и техники исполнения.

Во всем этом многообразии значительно выделяется чернение — способ обработки, при котором часть поверхности приобретает матовый черный оттенок. Для рисунка применяется сложная технология изготовления сплава серебра, меди и серы, которой даже талантливых мастеров обучают долгими месяцами и годами. Это поистине невероятно кропотливая работа, ведь для получения итогового рисунка необходимо на основе-заготовке выполнить гравировку, которая будет заполняться окрашенным сплавом. На сегодня наиболее известны две “школы” чернения — дагестанские “Кубачи” и Великоустюжское чернение: о последних мы и поговорим подробнее в сегодняшней статье.

Истоки искусства чернения в Великом Устюге

Вологодская область — настоящая кузница воплощений исконных русских традиций. Семьям с детьми Великий Устюг знаком как родина Деда Мороза, историкам — как место с великолепными образчиками купеческих домов Шилова, Федосеева, Усова и других, верующим — как значимое место паломничества и великих храмов, а искусствоведам — как родина множества народных ремесел, включая уникальный стиль чернения серебра со свойственными только “северной черни” плавными и мягкими узорами. Есть и отдельные детали, которые долгое время были подвластны только устюжским мастерам: тонкая фоновая сетка, изысканные гравюры со сложными сюжетами, общая выразительность.

Великоустюжское чернение

Промысел этот берет свое начало еще с XVII века. С одной стороны, довольно молодой по историческим меркам, а с другой, отдельные экземпляры могут похвастаться солидным сроком для антикварных изделий. Сложно сказать, с каких именно изделий началась мода на чернение — этот способ украшения встречается, пожалуй, на всех видах серебра: как на ювелирных украшениях, так и на столовом серебре или бытовых вещах (часах, портсигарах и т.д.).

При всем этом чернение как таковое, в Великом Устюге не было изобретено, так как на Руси оно было известно задолго до приобретения известности в этих краях (к XVI-XVII веку). Все дело в особом художественном стиле, реализуемом с помощью чернения, который стал визитной карточкой города на многие сотни лет вперед. Довольно интересен факт неоднозначности исторического происхождения стиля чернения в самом Устюге — по сей день бытует несколько версий, у каждой из которых есть как свои доводы, так и опровержения.

Заимствование из Новгорода и с запада

Существует несколько версий как основания самого Великого Устюга, так и первородного источника искусства чернения в этих краях. По одной из версий, ремесло зародилось не в Устюге, а было принесено с собой бежавшими Новгородцами, основавшими поселение (причем не только чернение как таковое, а в целом новгородские ремесла и культурные традиции). К такой теории тяготел в XIX веке архиепископ Шипулин, дополняя предположения частичным заимствованием техник у западноевропейских мастеров, в основном немцев.

Современные историки эту версию опровергают по многим причинам:

    Мастер работает по серебру

  • Прежде всего, отметка о событиях 1570-х (о переселении новгородцев) сделана спустя 210 лет после самих якобы произошедших событий, при этом ни с одним источником тех же лет эта информация не совпадает.
  • Вторая причина — Новогород не может похвастаться хоть сколько-либо значимым объемом сохранившихся изделий с чернением, а также остатки мануфактур и прочие косвенные факторы единогласно свидетельствуют об отсутствии такого направления ремесла и обширного применения чернения.
  • Третье: быстро “заимствовать” технологию чернения просто невозможно. Нельзя приехать, “подсмотреть” и воспроизвести ее у себя. Рецептура и технология приготовления и нанесения черни — крайне сложные процессы, которым мастера обучаются годами и десятилетиями. Сложно представить причину, по которой зарубежные мастера с таким упорством передавали бы свои знания, теряя прибыль.
  • Изделия с чернью массово продавались на экспорт, то есть из России в Европу, а не наоборот.

Привезено из Сольвычегодска

По некоторым версиям, ремесло перешло от мастеров из Сольвычегодска — городка в ста километрах от Великого Устюга, так как там тоже встречаются как мастерские, так и изделия с особым чернением. Более того, великие русские промышленники Строгановы жили и работали в Сольвычегодске, а сама их фамилия уже говорит о многом. Однако же есть и несколько тонкостей:

  • Сам возраст городов свидетельствует в пользу Устюга — он намного старше, как и различные ремесла в нем
  • Существует множество записей и свидетельств о том, что мастера по чернению серебра перебирались на постоянную работу из Великого Устюга в Сольвычегодск, и ни одного известного случая, когда мастер “перекочевывал” наоборот в Устюг
  • В разных исторических документах, в том числе когда идет речь о присущих Сольвычегодску ремеслах, упоминается работа с серебром, но не говорится о техниках чернения — то есть чернение не было значимым и активно развитым в этом поселении
  • Примечательны события 1744 года: тогда в Москву после многолетней смуты вызывали из разных городов России мастеров для “восстановления ремесел” и обмена знаниями. И мастеров по чернению вызвали именно из Великого Устюга, что само по себе говорит о признанной славе и первенстве

Великий Устюг — первый по чернению серебра в России и Мире

В московских летописях 1744 года довольно прямым текстом пишется о том, что в Москве мастеров подобных как по чернению, так и финифти не имеется, зато много их живет в Великом Устюге. В этом и следующем году ряд мастеров перебирается из Устюга в Москву, закрепляя славу местных ремесленников и искусства серебряного чернения.

Интересный факт: обладавший практически монополией на производство черненого серебра московский купец Кункин подавал челобитную, чтобы ему выделили двух мастеров из Великого Устюга для обучения (после которого мастеров, справившихся за год, благополучно отпустили домой). Обучение прошло настолько успешно, что с изделиями Кункина не могли конкурировать ни один из московских мастеров. Это дополнительно подтверждает, что на XVIII век лучше, изящнее и качественнее чернения по серебру, чем у мастеров из Великого Устюга или их учеников, попросту не было.

К XVIII веку — как считается, одной из высших точек достижения мастерства устюжскими ремесленниками, чернение начинает приобретать собственные стилевые ответвления, в том числе и набирающее обороты барокко с его пышными, праздными и витиеватыми изысками. Однако уже к концу века работы становятся все более “спокойными”, приобретая черты классицизма и даже реализма.

Спад оборотов Устюжского чернения и его второе рождение

Период расцвета всегда сменяет более умеренное время, а тонкий индивидуальный подход не способен выдержать конкуренции с масштабными производствами. Так, с началом XIX века и эры индустриализации работы устюжских мастеров по чернению становятся нишевым продуктом для эстетов и ценителей с развертыванием московских ювелирных фабрик.

Однако же, с приходом к управлению устюжским заводом “Северная чернь” Шильниковского, возможности современного производства обрели синергию с русскими традициями устюжского чернения. Лучшее от нового и старого, классического и новых прочтений воплощалось в свежих идеях мастеров. 1930-е ознаменовались выходом знаменитых коллекций серебряных изделий по мотивам произведений литературных классиков масштаба Пушкина и Гоголя.

Таким образом, к 1937 году чернение по серебру из Великого Устюга благородно красуется на международной выставке в Париже — и не просто выставляется, а берет серебряную медаль (как раз за изделия по литературным мотивам). Чарки с богатырскими мотивами, исконно русские растительные узоры или сюжеты о покорении космоса — все это находило в разные времена отражение в изделиях “Северной черни”. Каждый из этих экземпляров на сегодня ценится как знатоками серебра, так и любителями изысканных изделий. Значимы они и для коллекционеров — как антикварные экземпляры, так и современные, перенявшие историю завода и продолжающие ее.

Если у вас имеются изделия “Северной черни” и вы рассматриваете их продажу (особенно если речь идет об антикварных серебряных изделиях с великоустюжской чернью), рекомендуем обращаться в салон GRANDFOR: мы на постоянной основе работаем с крупными коллекционерами и всегда предлагаем весьма достойные вознаграждения. Для предварительной оценки достаточно лишь отправить пару фотографий изделия через форму или мессенджер — будем вам рады!

Оставьте заявку

и получите бесплатную консультацию прямо сейчас!

Наш менеджер свяжется с Вами в течение 15 минут.

iphone-min

Оставьте заявку

И наш специалист свяжется с Вами в течение 15 минут

Grandfor

скупка и оценка

График работы

Пн-Пт: 11:00 - 20:00
Сб: 11:00 - 18:00

ул. Сретенка 27/29 с.1

80 м от м. Сухаревская

Онлайн-оценка

Заполните все поля формы и прикрепите несколько фотографий предмета, который вы хотите оценить.

Вы также можете выполнить онлайн оценку прямо в Whatsapp. Для этого напишите нам.

Онлайн-запись

Укажите удобную дату и время для записи.

Нажимая кнопку «Отправить заявку», Вы подтверждаете, что ознакомлены и согласны с Политикой Конфиденциальности