Grandfor

скупка • оценка

ул. Сретенка 27/29 с.1

80 м от м. Сухаревская

Grandfor

скупка • оценка

Вербилки (подмосковный русский фарфор)

Набор Гарднера (Вербилки)

“Вербилки” — это слово, не понаслышке знакомое, пожалуй, каждому ценителю хорошего фарфора или антиквариата. Это без преувеличения легендарное производство, чья история уходит корнями далеко вглубь веков, и может похвастаться не только эталонным качеством своих изделий, но и совершенно уникальной историей (без которой, впрочем, не обходится ни один известный на весь мир бренд).

Сегодня мы поговорим именно о нем — фарфоре, который внес свой неоценимый вклад в создание ценности русской керамики по всему миру. Кроме того, без знакомства с Фрэнсисом Гарднером невозможно рассматривать историю Вербилок, ведь именно он в XVIII веке основал мануфактуру по производству фарфора (забегая вперед отметим, что если вы рассматриваете варианты продать подобный экземпляр из собственной коллекции, или, скажем, доставшийся от прабабушек набор — обращайтесь в проверенный временем салон GRANDFOR. Благодаря наработанной за более чем 10 лет базе коллекционеров мы можем себе позволить предлагать вам наиболее высокие цены за изделия, обеспечиваем достойный сервис и мгновенную выплату любым удобным способом).

Краткая история великого бренда

Современное здание завода Вербилки

До появления Гарднера перед словом Вербилово (до популярности фарфорового производства “правильное” название местности звучало именно так), говоря о них в обиходе, обычно фигурировало слово “пустошь”. В те времена земли рассматривали в основном как аграрные площади, а Вербилово не могли похвастаться особенным плодородием. В этих местах и люди почти не жили — может быть, домов двадцать.

Фрэнсиса Гарднера сегодня назвали бы предпринимателем: приехав в Россию в 1746 году, идея керамики пришла к нему далеко не сразу. Поначалу он пробовал силы в разных городах и разных сферах — например, продажа сахара или древесины. После нескольких неудачных попыток (как основать прибыльное дело, так и получить подданство Российской Империи), он погрузился в тонкости гончарного искусства. К задаче подошел основательно: изучил техпроцессы, привез мастеров с одной из лидирующих европейских фабрик (Мейсен), договорился с дворянской семьей Урусовых о расположении на их землях, добыл лучшие рецепты фарфора и глазурей. И дело пошло, а позже — получило размах по всей Империи и миру.

Одна из интересных особенностей — официальное разрешение на открытие фабрики Гарднер получил спустя добрых 12 лет после фактического ее запуска. То есть к моменту, когда практически вся Россия вместе с Европой пьет чай из Вербильского фарфора, свершилось — его разрешили производить. Вместе с популярностью рос и штат занятых рабочих: спустя первые 20 лет существования мануфактура обеспечивала сотню рабочих мест.

“Родственность” Вербилок, завода Мейсена и ГФЗ

Антикварная чайная пара Вербилки

Во время оттачивания производства и отстройки всех процессов, среди приглашенных экспертов можно встретить личностей мировой величины в сфере фарфора:

  • Иоганн Мюллер — специалист с завода Мейсена, знавший ключевые тонкости производства материала. Такого рода людей было принято называть “арканистами” — то есть людьми, владевшими тайной создания настоящего фарфора (на начало XVIII века им обладали только в Китае, а все европейские попытки воспроизвести материал ничего не давали)
  • Андрей Гребенщиков — выдающийся мастер, в семье которого керамикой занимались далеко не первое поколение. Семья Гребенщиковых считается создателями русского фарфора: у завода династии были собственные рецепты сырья, а также множество разработанных техник — например, тонкая майолика. В 1766 году Гебенщиковы продали свой секрет создания тонкого фарфора Гарднеру, что позволило значительно улучшить качество и расширить ассортимент
  • Иоахим Кестнер — довольно крупный художник своего времени и к тому же — весьма многогранный. Имеет как ряд знаменитых картин, так и значимо воплотился в фарфоровой росписи. Работал над оформлением крупнейших и ответственных заказов — например, к царскому двору. Стоит отметить, что фарфоровой росписью до Вербилок Кестнер занимался и для завода Мейсена
  • Франц Гаттенберг — преподавал технологию в Женевском университете, был большим специалистом по фарфору. Сотрудничая с Гарднером, многое привнес в скульптуру малых форм, производственные процессы, роспись. Позже именно он займет пост директора ИФЗ — Императорского Фарфорового Завода (сегодня, пережившего множество преобразований, работающего как Государственный Фарфоровый Завод)

При всем этом важно отметить, что основную часть работы и практически весь производственный объем делали именно русские мастера. Одной из знаменательных серий можно назвать коллекцию посуды к победе в первой русско-турецкой войне.

Элитный фарфор ко двору Императрицы и массовые серии

Набор фарфора Вербилки

Вербилки к концу XVIII века имели довольно волнообразное развитие. С одной стороны, будучи однажды отмеченные высокой оценкой самой Императрицы Екатерины II, завод время от времени получал поистине внушительные заказы — скажем, разом на полторы-две тысячи предметов. К середине XIX века Вербилкам даровали статус поставщика Императорского двора и право клеймить изделия двуглавым орлом.

Вместе с этим периодичность таких заказов была непредсказуема, сроки при поступлении — сжатые, а персонал вне таких госзаказов нужно было на что-то содержать. И такой возможностью стало относительно массовое производство фарфора — как на широкого потребителя, так и лимитированные серии. Это позволило не только спасти завод, но и удвоить как объемы производства, так и штат рабочих (к концу XIX века число рабочих близилось к тысяче).

С одной стороны, массовые серии стали спасением, а с другой — они же втянули завод в упадок. Массовость почти всегда означает автоматизацию, а ее версией в случае фарфора XIX века стала деколь — переводные рисунки вместо ручной росписи. Это привело к насыщению рынка недорогим фарфором, однако позже отозвалось падением спроса, оборота и упадком производства. В 1892 году завод был продан крупному российскому промышленнику Матвею Кузнецову.

Эпоха Кузнецова и возрождение величия завода

Кузнецов сделал весьма важную вещь — вернул ключевое внимание на высоко ценящийся ручной труд и эксклюзивные серии. За образцы были взяты лучшие экземпляры и модели за все время существования — завод “переключился” именно на их производство. Большую часть составили столовые и чайные сервизы, а также небольшие коллекционные фигурки. Из знаковых заказов можно отметить серию как сервизов, так и самостоятельных тарелок с росписью в честь юбилея победы над Наполеоном.

Под руководством Кузнецова производство вернуло свою славу, масштабы и объемы, сохраняя их вплоть до Революции 1917 года.

Вербилки в советский период (ДФЗ)

Набор ДФЗ

В ранний советский период завод был переименован в Дмитровский, в характер производства вернулся к массовости в совершенно новых масштабах, однако можно отметить и лимитированные линейки агитационного фарфора: бытовые сцены крестьянского и рабочего быта, портреты ключевых политических деятелей, бойкие слоганы.

Новый виток художественной ценности начался с приходом художника Смирнова (1930-е), создавшего предметы, направленные на участие в мировых выставках (что не прошло даром — ДФЗ брал золото на Парижской выставке).

Военное время не могло не отразиться на характере изделий. В экстренном порядке с фигурок для интерьера и посуды большая часть производства была переоборудована на изготовление электроизоляторов и простой посуды для нужд больниц и тыла. При этом декоративные изделия не остановились совсем — их делали, но в гораздо меньшем объеме (что, впрочем, делает эти экземпляры гораздо более ценными для коллекционеров).

Выпускает завод продукцию и сегодня, однако наибольший коллекционный интерес в силу своей исторической ценности имеют экземпляры возрастом более 100 лет — годы раннего СССР и времен Российской Империи. Отметим, что на стоимость конкретного изделия влияет далеко не только возраст: безусловно, имеют значение общая сохранность фигурки и росписи, конкретная коллекция, тираж изделия и объем известных сохранившихся экземпляров на сегодня, связь с важными историческими событиями и личностями и т.д.

Одним словом, факторов довольно много, при этом опытный историк и искусствовед порой буквально за несколько минут могут рассказать об изделии очень многое. Если у вас сохранился фарфор Вербилок (или просто старинный фарфор, и вы пока не уверены, имеет ли он какую-то ценность) — просто отправьте нам через сайт или прямо в мессенджер несколько фотографий изделия и узнайте их истинную ценность. Оценка всегда производится бесплатно, быстро и в любое время суток.

Оставьте заявку

и получите бесплатную консультацию прямо сейчас!

Наш менеджер свяжется с Вами в течение 15 минут.

iphone-min

Оставьте заявку

И наш специалист свяжется с Вами в течение 15 минут

Grandfor

скупка и оценка

График работы

Пн-Пт: 11:00 - 20:00
Сб: 11:00 - 18:00

ул. Сретенка 27/29 с.1

80 м от м. Сухаревская

Онлайн-оценка

Заполните все поля формы и прикрепите несколько фотографий предмета, который вы хотите оценить.

Вы также можете выполнить онлайн оценку прямо в Whatsapp. Для этого напишите нам.

Онлайн-запись

Укажите удобную дату и время для записи.

Нажимая кнопку «Отправить заявку», Вы подтверждаете, что ознакомлены и согласны с Политикой Конфиденциальности