Grandfor

скупка • оценка

ул. Сретенка 27/29 с.1

80 м от м. Сухаревская

Grandfor

скупка • оценка

Жирандоли

Жирандоль с хрусталем

Жирандоль в основном известна как разновидность канделябра, или еще проще — подсвечника, при этом если копнуть в историю или культурные особенности отдельных стран, то жирандолями принято называть еще и определенные виды люстр, фонтанов, украшений и даже фейрверков. Однако в общем и целом можно уверенно заявлять одно: жирандоль — это практически синоним помпезного изящества барокко и рококо XVII — XVIII века, где ключевой элемент композиции имеет круглую форму.

На сегодняшний день антикварные (возрастом от 100 лет) экземпляры — весьма желанный объект для многих ценителей и коллекционеров. Поэтому если у вас сохранился в личной коллекции или достался от предков антикварный канделябр (в особенности, если это именно жирандоль) и вы рассматриваете вариант его продать — обязательно узнайте его истинную стоимость в GRANDFOR. Мы — салон с более чем десятилетней историей и достойной репутацией, а благодаря накопившейся базе серьезных коллекционеров, мы всегда предлагаем не менее серьезные цены на выкуп ваших антикварных изделий. Достаточно просто написать нам (в мессенджер или на сайте) и мы даже удаленно сможем сориентировать по примерной стоимости, а далее — решение только за вами.

А пока, в качестве небольшого погружения в историю, мы познакомимся не только с классическим определением подсвечников, но и прочими значениями слова “жирандоль”.

Жирандоль в пиротехнике

С разных языков “жирандоль” переводится и как “огненное колесо”, и как “вертушка”, а потому так называется один из зрелищных элементов фаер-шоу. На большом круглом кольце из металла на равном расстоянии друг от друга закреплены держатели для ракетниц или фейерверков, которые закрепляют в одну сторону: все “по часовой” или наоборот, все — “против часовой”. А после одновременного поджигания всех фейрверков они не только дают яркие искры, но и заставляют конструкцию вращаться по кругу.

Фонтаны “Жирандоль”

фонтан жирандоль Самсон

Фонтаны, созданные по типу “Жирандоль”, в основной своей массе — великолепные образцы изысканного стиля XVII — XVIII веков. Они отличаются точно выверенными и гармоничными пропорциями (как самой конструкции, так и получающегося рисунка водяных фигур). Для таких фонтанов характерно устройство, когда по кругу расположено много относительно небольших струй воды, идущих дугой от краев к центру, иногда переплетающихся между собой. В центре же обычно расположена изящная скульптурная композиция: часто это мифические герои или животные.

Одним из ярчайших и завораживающих примеров фонтанов-жирандоль является “Самсон” в Санкт-Петербурге (иногда его ошибочно называют более “полным” названием — “Самсон, раздирающий пасть льву” — по описанию известной легенды). На сегодня это один из крупнейших объектов культурного наследия в России.

Зеркало жирандоль

Зеркала-жирандоль

Так принято называть целую композиционную группу, традиционно состоящую из трех элементов (или одного, если они соединены в единую конструкцию): среднее или крупное настенное зеркало, а также созданные с ним из аналогичных материалов и в том же стиле два настенных подсвечника. Задача таких зеркал — не только декоративная, но и выполнение вполне себе насущной потребности XVII века: освещение отражения (чтобы можно было посмотреться в темное время суток) и помещения вокруг зеркала, так как электрификация пройдет парой веков позже.

Кроме того, жирандолью могут сейчас назвать и просто зеркало в стиле барокко или рококо, с широкой и богато отделанной рамой, даже если на ней отсутствуют подсвечники, так как на сегодня это название уже прочно закрепилось за самой стилистикой роскоши и “тяжелой изысканности” зеркальных рам.

Серьги-жирандоль

Серьги-жирандоль

От “Огненного колеса” в таких серьгах, конечно, осталось мало что — это скорее отсылка не к яркости огней, а к жирандолям-подсвечникам, у которых часто имелись ограненные подвесы из хрусталя (обычно на каждом подсвечнике или же равномерно расположенные каскадом по ободу, держащему подсвечники. Часто — в несколько рядов и уровней).

Именно поэтому серьги с каскадом крупных подвесок из хрусталя тоже принято называть “жирандолями”. Также довольно часто можно отметить, что все подвески на таких серьгах не одного размера, а напротив — разного, симметрично составляющих композицию, и кроме того — обычно есть один наиболее выдающийся камень, как центральный ее элемент.

Подсвечник-жирандоль

И наконец, мы переходим к главному герою статьи — к наиболее распространенному определению этого слова — к помпезным рококо-подсвечникам.

Дворцовый напольный жирандоль

Продолжая тему “огненного колеса”, на свет в свое время появился невероятно изящный подсвечник с большим количеством рожков. В зависимости от конкретного стиля, они располагаются либо на ободе, либо по краям своеобразной чаши, но вся эта конструкция обязательно на длинной подставке. Внизу жирандоли может быть как просто расширяющееся основание, так и целая скульптурная группа (что было особенно распространено в XVIII веке, так как жирандоли часто использовались для освещения бальных залов во дворцах).

По функциональности различали:

  • Настольные (наиболее популярный вариант),
  • Настенные (в качестве современного аналога бра)
  • Напольные версии (их могли себе позволить обычно очень обеспеченные господа, члены царских и аристократических семей и в некоторых случаях — для оформления крупных общественных мест (театры, приемные, храмы)
  • Потолочные (или же “люстры-жирандоль”). Потолочные варианты в средневековье приобрели наибольшую популярность в Польше — настолько, что при слове “жирандоль” у поляков возникнет ассоциация именно с люстрой, а не с подсвечниками.

В качестве материалов везде присутствует основа из металла (бронза, сталь, в редких случаях — драгоценные серебро или золото). Однако стоит помнить, что для утяжеленной ножки далеко не всегда применялась, например, металлическая скульптура, скорее даже чаще это был один из видов обработки дерева (резьба или покрытие красками), а также керамические основы (общий вид такой жирандоли напоминал “букет” из подсвечников, словно произрастающий из расписной вазы). Использовался для отделки и благородный мрамор (как правило, применяемый именно в основании конструкции).

Совершенно отдельно можно отметить хрусталь в отделке жирандолей любого типа — он стал настолько популярен и всеобъемлющ, что порой именно эти переливающиеся подвески первыми приходили в голову широкой аудитории, чем сами по себе подсвечники (именно в качестве такой отсылки и появились одноименные хрустальные серьги).

Что касается количества свечей — в подавляющем числе случаев это будет, конечно, многосвечный подсвечник, особенно когда мы говорим о жирандолях-люстрах. Однако в любом правиле есть исключения, и иногда даже подсвечник на одну свечу можно смело отнести к жирандолям (если у него имеется один или несколько внешних металлических ободов, на которых есть подвесные украшения, в особенности — хрусталь).

Если у вас имеется любой из видов жирандолей, рекомендуем показать ее экспертам GRANDFOR — они не только назовут актуальную рыночную стоимость (оценив именно ваш конкретный экземпляр с точки зрения исторической и художественной ценности), но и расскажут о происхождении и важных особенностях, вне зависимости от того, решите вы ее пока оставить или продать.

Оставьте заявку

и получите бесплатную консультацию прямо сейчас!

Наш менеджер свяжется с Вами в течение 15 минут.

iphone-min

Оставьте заявку

И наш специалист свяжется с Вами в течение 15 минут

Grandfor

скупка и оценка

График работы

Пн-Пт: 11:00 - 20:00
Сб: 11:00 - 18:00

ул. Сретенка 27/29 с.1

80 м от м. Сухаревская

Онлайн-оценка

Заполните все поля формы и прикрепите несколько фотографий предмета, который вы хотите оценить.

Вы также можете выполнить онлайн оценку прямо в Whatsapp. Для этого напишите нам.

Онлайн-запись

Укажите удобную дату и время для записи.

Нажимая кнопку «Отправить заявку», Вы подтверждаете, что ознакомлены и согласны с Политикой Конфиденциальности