Grandfor

скупка • оценка

ул. Сретенка 27/29 с.1

80 м от м. Сухаревская

Grandfor

скупка • оценка

Оклады икон

Испокон веков люди обращались с молитвами к святым, и за помощь в своих чаяниях стремились воздать благодарности к их ликам. И если до XVIII века было принято оставлять пред иконой различные дары (включая, например, золотые и серебряные монеты), то позже такие подношения были запрещены.

На замену им пришли оклады — особым образом оформленные обрамления икон. В качестве материала по сути использовались все те же драгоценности, что ранее подносили прихожане — драгоценные металлы (хотя существуют оклады и из латуни или меди, а также существуют шитые экземпляры, но все же особую ценность несут, конечно, серебряные и золотые оклады).

Однако помимо выражения благодарности своим святым покровителям и более торжественного вида, оклады выполняли и выполняют и другую важную задачу — они уберегают поверхность иконы от внешних воздействий (именно это позволило сохранить в хорошем состоянии множество антикварных икон). Это особенно актуально для храмов, где регулярно проводятся богослужения: горящие лампадки и свечи всё же имеют некоторую копоть, да и перепады температур от открывающихся с улицы дверей тоже влияют на краску не самым благотворным образом.

Символизм при оформлении окладов

    Помимо прочего, оклад — не только благодарность, это и образ облачения святого. Икона всегда стремилась показать обитателей Царствия Небесного, что в полной мере в нашем мире невозможно. А драгоценности — почти единственный способ показать все великолепие, которое воплощают в себе Святые. Именно золото, серебро и камни несут в себе множество символов и образов:
  • Серебро всегда считалось отражением сияния, чистоты, непогрешимости
  • Золото — знак милосердия и олицетворение широты душевной
  • Эмалью изображались знаки добродетелей
  • Жемчуг традиционно символизирует кротость и непорочность, часто фигурирует на окладах, предназначенных для икон Девы Марии
  • Янтарь используется как знак теплого неугасимого света и очищения
  • Рубины, хоть по цвету своему и олицетворяют капли крови, но напоминают они об искуплении грехов наших, о святых мучениях Иисуса Христа.

Исполнение и виды окладов

Металлический оклад иконы

Основу оклада чаще всего составляло металлическое основание (в меру возможностей старались использовать максимально доступный благородный металл — медь, жесть или латунь, применялись для этих целей и драгоценные серебро или золото). Мастерам требовались ювелирные навыки не менее широкие, чем для изготовления украшений — поэтому бывает, что на оценку к нам попадают не только оклады, но и антикварные украшения, изготовленные одним и тем же человеком или мануфактурой. После того, как основа выкована, ее старались украсить, придать торжественности окаймлению святого лика. В зависимости от степени мастерства, имеющегося бюджета и художественного замысла оклады могли оформить как стеклярусом, так и самоцветами или даже инкрустацией драгоценных камней. Применялась гравировки и филигрань, особая фольга. Шитые оклады могли расшиваться жемчугами разных видов и бисером.

Однако кованый металл довольно жесткий и может повредить чувствительную ко всяческому воздействию поверхность иконы, что недопустимо. Для смягчения обратной стороны использовали два основных способа: подбивка мягкой тканью (чаще — бархатом), либо же просто заливка слоем воска.

Стоит отметить, что оклад после изготовление может не считаться полностью законченным и неприкосновенным изделием: многие из них за время пребывания в храмах дополнялись и украшались, а некоторые элементы могли и вовсе заменяться. В том числе по этим признакам опытный историк и искусствовед отличает оригинальные антикварные оклады, зная уникальную историю каждого изделия.

Лишь ближе к XIX веку эти изделия становятся более доступны для широкой аудитории, осваивается штамповка и упрощенные варианты изготовления (например, присоединение выпуклых элементов и украшений на отдельно изготовленную основу оклада), формы становятся более лаконичными.

Басменные оклады икон

Басменные оклады

Это один из первых видов окладов — басменные. Некоторые экземпляры датируются XIV веком. Суть их изготовления относительно проста: используется тонкий лист металла, который накладывается на специальную рельефную заголовку и рисунок за счет давления вытесняется на нем (при всем этом вес окладов из серебра или золота далеко не всегда был скромен: к примеру, риза Донской Богородицы весит более восьмидесяти килограмм).

Такие оклады как правило не имели дополнительных украшений, кроме небольшого рельефа, а их однотонность лишь подчеркивала и выделяла святой лик на иконе. Оклады, состоящие из нескольких частей, называют составными. На заре своего создания они крепились к иконам за счет прибивания гвоздиками.

Оклад-венец

Основное его отличие — его внутренняя форма идет по форме нимба. Могли изготавливаться как в скромном исполнении, гладкими, так и с использованием узоров.

Рама

Металлическая рама тоже считается окладом. Она как правило не выходит на основное изображение иконы и располагается лишь по краям.

Оклад-фон

Если на иконе за спиной Святых изображены небо, земля или здания, а оклад, созданный для этой иконы, их закрывает, то его тип называют “фоном”.

Дробница

Больше выполняет роль дополнительного украшения, нежели самостоятельного оклада, при этом тоже изготавливается для икон. Часто исполняется в виде декоративных подвесок к окладу.

Риза

Оклад, в отличии от фона, закрывающий и защищающий еще и одеяния изображенного на иконе святого (святых).

Сегодня сохранившиеся экземпляры этих искусных изделий русских ювелиров считаются антиквариатом (с возрастом от 100 лет) и обладают высокой художественной и исторической ценностью, помимо, разумеется, духовной составляющей. Именно поэтому не только сами иконы, но и оклады (даже сами по себе) представляют особый интерес коллекционеров. Это также означает и то, что вы всегда можете продать икону в серебряном или золотом окладе (или же отдельно сам оклад) по очень приятной стоимости (или, как минимум, поинтересоваться их актуальной стоимостью и далее уже решить).

Что влияет на оценку окладов икон

На стоимость оклада, как и любого ювелирного или антикварного изделия, влияет ряд важных факторов:

  • Общее состояние изделия
    Конечно же, годы и столетия часто берут своё: встречаются утраты части декора, уголки и бортики нередко деформируются. Само собой, чем меньше повреждений, тем выше мы можем оценить оклад и соответственно большее вознаграждение предлагается. Изделие без царапинок, сколов и следов реставрации будет ценится больше.
  • Тип оклада и уровень работы
    Оклады приобрели довольно широкое распространение, а при высоком спросе существуют как изделия более массовые, так и совершенно уникальные и сложные работы. Штампованные (можно сказать “стандартные”) серебряные оклады, безусловно, тоже принесут пополнение бюджета, при этом составные работы мастеров с применением зернения, инкрустации, эмалью или бисером, филигранью и прочими сложными элементами оцениваются в разы выше.
  • Размер, вес и форма
    Если оклад продается самостоятельно, то часто более привлекательным считается размер, под который относительно просто подобрать икону — например, 31х27 см. Прямые края также более предпочтительны (однако рассматриваем все варианты). При этом общий вес изделия, безусловно, тоже подчиняется логике “чем больше вес серебра (или золота), тем дороже”. При этом стоит учитывать, что львиную долю возможной высокой цены приносят именно особенности художественной и исторической ценности.
  • Сюжет
    При выкупе оклада и последующей нашей работе важным фактором является возможность подобрать этот оклад под имеющиеся у коллекционера иконы. А сделать это проще, когда изображаемые на иконах сюжеты (а соответственно, и вырезы по окладу) относительно часто встречаются — изображения Вседержителя, Богоматери с младенцем, Николая Чудотворца, Святой Троицы и популярные именники.
  • Мастер
    Если оклад исполнен именитым мастером или двором, то это существенно увеличивает стоимость выкупа. Особенно мы ценим изделия от Хлебникова, Овчинникова, Фаберже, Сазикова и т.д. (но, конечно же, не ограничиваясь ими)

Как производится оценка

Мы серьезно относимся к своей репутации и любую оценку проводим в присутствии владельца. Оценщик по завершению осмотра озвучивает не только стоимость, но и дает комментарии по происхождению и факторам, позволяющим сформировать максимально высокую стоимость.

Приезжать в офис для примерного понимания стоимости не обязательно: в GRANDFOR доступна бесплатная опция удаленной оценки: достаточно прислать нам несколько хороших фото ваших изделий в Whatsapp или Viber или просто начать со звонка. Стоит отметить, что мы любую оценку производим бесплатно, какое бы решение вы не приняли.

Оставьте заявку

и получите бесплатную консультацию прямо сейчас!

Наш менеджер свяжется с Вами в течение 15 минут.

iphone-min

Оставьте заявку

И наш специалист свяжется с Вами в течение 15 минут

Grandfor

скупка и оценка

График работы

Пн-Пт: 11:00 - 20:00
Сб: 11:00 - 18:00

ул. Сретенка 27/29 с.1

80 м от м. Сухаревская

Онлайн-оценка

Заполните все поля формы и прикрепите несколько фотографий предмета, который вы хотите оценить.

Вы также можете выполнить онлайн оценку прямо в Whatsapp. Для этого напишите нам.

Онлайн-запись

Укажите удобную дату и время для записи.

Нажимая кнопку «Отправить заявку», Вы подтверждаете, что ознакомлены и согласны с Политикой Конфиденциальности